01:01 О том, каким образом святые Дары всегда бывают приемлемы Богом |
По мнению некоторых «ревностных не по разуму» (Рим 10, 2) совершение таинств все же зависит от благодатности совершителя, так что по их мнению не Христос и не Святой Дух, но человек силою своей харизмы и сверхправильности становится соврешителем таинств. В Церкви Православной наоборот свяшенник есть только инструмент Бога, что подчеркивал архиеп. Евгений Вулгарис (см. Его-же, Κριτικαί επιστάσεις. Επί των υπομνηματικών παρεκβολών του σοφολογιωτάτου εν Ιεροδιακόνοις Νεοφύτου των εις το τέταρτον της Γραμματικής Θεοδώρου του Γαζή. Βιέννη, 1806. σ. 278) ссылаясь на прав. Николая Кавасилу. Ниже привожу эти тексты.
Святой праведный Николай Кавасила Хамаэт – (ок. 1320–1363/91)
ИЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ, ОБРЯДОВ И СВЯЩЕННЫХ ОДЕЖД
ГЛАВА 46. О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ СИИ ДАРЫ ВСЕГДА БЫВАЮТ ПРИЕМЛЕМЫ БОГОМ (...) Теперь по порядку и это рассмотрим. Что от сего Таинства освящаются все верные, это видно из сказанного; но всегда ли – это стоит исследовать. Так как это священнодействие есть приношение даров, а дары не всегда принимаются Богом, но иногда, по злобе приносящих, бывают и ненавистны и отвергаются, и есть много доказательств этого и у древних, и у живущих под благодатью, то исследуем, не случается ли иногда, что и эти Дары напрасно священнодействуются, потому что не освящаются по обетованию Таинства как дары, не угодные Богу, так как не всегда приносятся людьми добрыми, но иногда – и злыми. А что Бог отвращается и от этих даров, когда приносящий нечестив, видно из того, что так поступает Церковь. За кем она знает грехи смертные, тем не дозволяет приносить сих даров и, если они осмелятся [принести], не принимает и отгоняет их вместе с дарами. Но так как не всех таких хорошо знает Церковь, но многие неизвестны ей, и дары их приемлет Божественная Трапеза, то что нужно думать об этих дарах? Неужели Бог не приемлет их и они бывают чужды всякого освящения? Но если с этим согласиться, то становится неизвестным, когда дары бывают святы, так как свойства приносящих большей частью для нас сомнительны или совсем неизвестны; и в таком случае верные, сомневаясь и приступая к Таинствам без веры, по необходимости не получают от них никакой пользы. Что же нужно сказать на это? То, что приношение даров бывает двоякое: одно от того, кто от себя приносит их в руки священников, другое от Церкви – Богу. Первое приношение, когда приносящий порочен, суетно и не приносит никакой пользы приносящему, потому что он порочен, ибо приносимые дары не сами по себе мерзки пред Богом, так как всякое создание Божие хорошо. А второму приношению, бывающему от людей добрых, ради славы Божией и святых, ради спасения вселенной и ради всякого вообще справедливого прошения, ничто не препятствует быть благоприятным. Никакая скверна не переходит на Дары от рук того, кто в начале принес их, но они остаются чистыми и, быв возносимы людьми чистыми, и освящаются, и освящают приступающих. Ибо ни в чем неразумном или неодушевленном не может заключаться какая-либо нечистота греха; грех есть болезнь свободы, и одним лишь существам разумным свойственно оскверняться грехом. Что же? Если всегда чисты Дары, приносимые людьми порочными, то почему закон Церкви не принимает их? Для того, чтобы вразумить приносящих, дабы они знали, какой великий гнев Божий грозит им, если Господь отвращается и ненавидит и Свои создания, которые ни в чем не виновны, и, зная это, убоялись и исправили свою жизнь. Самые же Дары не подвергаются осуждению ни в каком недостатке, и потому ничто не препятствует, чтобы они были приняты и освящались, когда второе приношение совершается людьми добрыми. Но ведь не все, скажет кто-нибудь, приносящие священники – люди добрые, но некоторые страдают и болезнью крайней порочности, а это опять приводит нас к прежнему недоумению. Ибо когда случится, что те и другие приносители ненавистны Богу (а это случается), то откуда явится в Дарах возможность быть приятными и угодными Богу и святыми и освящающими? Ниоткуда. Напротив, тогда они подлинно неугодны. Во всяком же случае в них бывает сомнение, потому что мы не уверены в свойствах людей, которые их приносят и священнодействуют. Никто, говорит Писание, с несомненностью не знает того, что в человеке, кроме живущего в нем духа (1 Кор. 2, 11). Таким образом, неверия и сомнений касательно Таинства много, а уверенности – никакой; и причащение Святых Даров не принесет верным никакой пользы, потому что они причащаются без веры. ТАК, ПОЖАЛУЙ, СКАЖЕТ И БУДЕТ НЕДОУМЕВАТЬ ТОТ, КТО ДУМАЕТ, ЧТО САМ СВЯЩЕННИК ЕСТЬ ВЛАСТЕЛИН ПРИНОШЕНИЯ СИХ ДАРОВ. НО ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО; напротив, то, чем собственно совершается приношение их, это есть освящающая благодать, так как они тогда бывают принесены, когда освящены. А тот, КТО ВСЯКИЙ РАЗ СВЯЩЕННОДЕЙСТВУЕТ, ЕСТЬ СЛУЖИТЕЛЬ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ. Ибо он ничего не привносит от себя и не может что-либо сделать или сказать по своему суду и размышлению, но только то, что принял, будет ли то дело, или слово, или действие, воздает Богу, принося так, как ему заповедано. И, таким образом, Дары, будучи всегда приносимы так, как угодно Богу, естественно бывают приятны Ему и всегда Им принимаются. Ибо что за важность в том, что приносящий сам по себе порочен? Ведь его порочность ничего не прилагает к Дарам и не делает приношения худшим, точно так же, как и лекарству не мешает быть спасительным то, что его составил человек простой и нисколько не знакомый с врачебным искусством, если только он составил его так, как приказал врач, и из всех тех снадобий, которые тот дал ему. Лекарство не сделается бездейственным от незнания потрудившегося над его составлением, но будет целительно благодаря искусству сообщившего его состав, ибо от незнания служителя оно ничего не приняло, а от искусства врача получило весь свой состав. Так и здесь: ВСЕ СОВЕРШАЕТ БЛАГОДАТЬ, А СВЯЩЕННИК ЕСТЬ ТОЛЬКО СЛУЖИТЕЛЬ, имеющий и самое служительство не от себя, потому что и это у него от благодати. СВЯЩЕНСТВО – ЭТО ТОЛЬКО СЛУЖЕБНАЯ СИЛА ДЛЯ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЙ. Таким образом, из сказанного видно, что сии Дары освящают всех верных и всегда, так как всегда приемлются Богом.
ГЛАВА 49. ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО БЫВАЮЩЕЕ НА ЛИТУРГИИ ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ ЕСТЬ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ЗА НИХ МОЛИТВА К БОГУ (…) Но ведь Христос, скажешь, совершает это священнодействие – что же удивительного, если Он и ходатайствует и о святых, и о самой Матери? Но для этого нет никакого основания, потому что не таков способ ходатайства Христа. Христос сделался ходатаем Бога и человеков, но не через какие-либо слова и молитвы, а через Самого Себя, так как, будучи Богом и сделавшись человеком, соединил Бога с человеками, поставив Самого Себя в предел, где входят в общение то и другое естество (Божеское и человеческое). ДУМАТЬ ЖЕ О НЕМ, ЧТО ОН НЕПРЕСТАННО ХОДАТАЙСТВУЕТ ЧЕРЕЗ МОЛИТВЫ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ, – ВСЕВОЗМОЖНАЯ ХУЛА И НЕЛЕПОСТЬ. В САМОМ ДЕЛЕ, ХОТЯ ОН САМ СОВЕРШАЕТ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, НО НЕ ВСЕ, ЧТО ТАМ БЫВАЕТ И ГОВОРИТСЯ, СЛЕДУЕТ ПРИПИСЫВАТЬ ЕМУ. Что составляет сущность и цель тайноводства, то есть освящение Даров и освящение верных, то совершает Он один; а молитвы об этом, и прошения, и моления – дело священника. ИБО ТО СВОЙСТВЕННО ВЛАДЫКЕ, А ЭТО – РАБУ. ОДИН МОЛИТСЯ, А ДРУГОЙ ИСПОЛНЯЕТ МОЛИТВЫ; СПАСИТЕЛЬ ДАРУЕТ, А СВЯЩЕННИК БЛАГОДАРИТ ЗА ДАРОВАННОЕ; СВЯЩЕННИК ПРИНОСИТ, А СПАСИТЕЛЬ ПРИЕМЛЕТ ДАРЫ. Приносит, конечно, и Господь, но – Самого Себя Отцу и эти Дары, когда они становятся Им Самим, когда преложены в Его Тело и Кровь. И так как Он Самого Себя приносит, говорится, что Он есть и приносящий, и приносимый, и приемлющий, – приносящий и приемлющий – как Бог, а приносимый – как человек. А пока Дары бывают хлебом и вином, приносит их священник, а приемлет их Господь.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://tauszev.livejournal.com/61962.html
|
Просмотров: 461 |
Добавил: blagovolenie
| Рейтинг: 5.0/1 |
|