Ныне забытый выдающийся этнограф XVIII века М. Д. Чулков еще в 1778 году собрал и записал 10-томное собрание русских сказок и былин - «Русские сказки содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти народной приключения».
Эти тексты и по сей день остаются настоящей кладезью ценнейшей (и парадоксальной информации) для внимательного читателя.
Давая точные данные о происхождении разных богатырей, детальные объяснения причинно-следственных связей и поступков, подробнейшую привязку событий к местности - они настолько противоречат устоявшемуся взгляду на историю, что их предпочли объявить вымыслом автора, несмотря на все заслуги этого человека и подробное объяснение как и зачем он собирал данные тексты.
Что же содержится в "Русских сказках" о богатырях и их образе жизни?
Периодически в тексте Чулкова мы встречаем крайне интересные фразы, которые он специально поясняет читателю дополнительными сносками. Например:
«Русские богатыри считали за стыд сражаться, кроме ручнаго оружия, ибо убивать пращей или стрелою, не вменяли в приличное человеку храброму; и потому луков не важивали; а вооружались оными слуги их.»
Имеется в легенде и перечень основных заветов богатырей — они были изначально переданы Добрыне Никитичу его приемной матерью Добрадой в качестве наставления, а затем «учинились общим правилом Богатырей, оныя читали им при поступлении их в сие звание, и обязывали сохранять под присягою. Из сего видно, что Добрыня первый подал повод к учреждению ордена богатырского, и Владимир был первый онаго учредитель». В этом отрывке примечательно также то, что Чулков пишет о богатырях как о неком воинском ордене, в который принято было официально вступать и при этом еще приносить определенную присягу. А вот какими были те самые богатырские заветы:
1. «Никогда не отступай от добродетели, ибо уклоняясь от оныя, утратишь ты милость богов, покой души своей и учинишься неспособен к великим подвигам.»
2. «Во вторых не меньше первого наблюдай: видя слабого насильствуема сильнейшим, не пропускай защищати, понеже непомогающий ближнему не может и сам ожидать помощи от богов.»
3. «Наконец третье…покровительствуй всегда нежный пол в гонениях и напастях, для того что тем умягчится твой нрав, легко могущий впасть в зверство.»
Неизвестная картина
В месте обретения Добрыней огромной головы Еруслана Чулков дает еще интереснейшее пояснение «Богатырские кости признавались по отменной толстоте своей, и Богатырь наезжающий оныя без погребения долженствовал их предать земле». То есть легенды Чулкова указывают на то, что Богатырями (он всегда пишет это слово именно с заглавной буквы) считались не просто сильные люди-воины, как думается нам теперь — а люди действительно значительно крупнее обычных, которых можно было легко отличить даже по их костям — то есть, попросту говоря, это великаны. А о костях великанов, находимых по всему свету, но никем официально не признаваемых реальными сегодня мало кто не слышал.
В другом моменте по тексту, повествующем о битве Исполинов Аримаспа и Агрикана, Чулков пишет, что поверженный Аримасп, уходя в царство Казарское «едва на четвертый день сокрылся из виду. Такой велик был рост его».
Иногда по тексту мы встречаем такое обращение к незнакомцам «Царь ли ты иль Царевич? Король или Королевич? Иль из иных земель грозен посол?», и авторское пояснение: «грозен посол, значит то, что в старину редко посылали послов как только для объявления войны, причем обыкновенно употребляли ругательные слова и угрозы».
Милолика опысывая злоключения своей матери Казарския Княжны Куриданы Чуловны со змеем Зилантом говорит, что сама она рождена в городе Жукотине «где в летнее время родители мои обыкновенно провождали по нескольку месяцев. Сей город лежит на луговой стороне Волги и тем доставляет великие выгоды к разным забавам: рыбныя ловля и звероловство по рощам на берегах Волжских были лучшею утехой моей родительницы, а особливо когда она нередко принуждаема была вести дни без Богориса отзываемого войнами противу неприятелей». Вот оказывается какие забавы были у княгинь X века! А мы то думали, что они томились по теремам, не смея выйти из женской половины дома на мужскую.
Тут уместно вспомнить и описанный выше отрывок про «послов грозных», в котором есть также продолжение «...иль сильной могучий Богатырь? иль ты Поленица удалая?» Кто такая эта Поленица нам сейчас не вполне ясно, однако, очевидно, что это некто женского рода, кого так же запросто можно встретить в чистом поле как и богатыря — настолько, что для гонца вполне уместно уточнить у неизвестного владельца шатра не является ли тот поляницей…. справедливости ради отметим, что поленицы или поляницы как некие женщины-богатырши встречаются и в классических версиях русских былин.
А вот отличия текстов в плане религии кардинальны. Классические версии былин (записанные/изданные почти на столетие позднее текстов М.Д.Чулкова) уже довольно сильно проникнуты духом христианства, там богатыри и молятся поутру лицом на восток, и носят золотые кресты и вспоминают Иисуса Христа в трудную минуту — в частности тот же Алеша Попович в былине о его схватках с Тугариным («Алешины молитвы доходны ко Христу.«) У Чулкова же показана какая-то иная реальность владимирской Руси — тут прямые указания на дохристианских богов (Перун, Чернобог), места поклонения и оракулы, жрецов и ведьм.
Так, самой страшной и нерушимой клятвой считается клятва Чернобогом, которого сам Чулков сравнивает с греческим богом загробного мира в своих пояснениях. Даже Тугарин Змеевич поклявшись Чернобогом не смеет нарушить обещанное… А Куридана с Богорисом, не зная как им побороть дракона Зиланта, напрямую обращаются за советом в «боговещалище Елабугское», которое как поясняет фольклорист представляло собой оракул и находилось близ пригорода Елабуги при речке Тойме впадающей тут же в Каму «которого поднесь еще видны каменные развалины известные под именем Чортова городища. В оном жрецами был содержан обожаемый великий змiй, которому людей давали на съедение вместо жертвы». В этом месте Чулков, кстати, еще и дополнительно ссылается на 44–45 страницы «Записок путешествий капитана Рычкова».
Желающие могут детально ознакомиться и с этими Записками, написаны они в 1769 году и действительно подробнейшим образом описывают остатки Елабужского языческого оракула.
Вернемся к дохристианским вставкам в тексте Сказок Чулкова. Консультируется — причем не раз — с неким «верховным жрецом» и Владимир, думая как ему побороть Тугарина. В одном месте даже упоминается, что он идет в «Перуново капище» за наставлением, в другом «он жалел чрезвычайно что… до тех пор не веровал в Чернобога, который, как узнал он из повествования Добрыни, властен бы был отогнать сие чудовище (Тугарина)». А некоторые бояре, обсуждая пути решения проблемы, советуют «наслать на Тугарина Кiевских ведьм».
Кое-что из текста данной былины можем мы узнать и о печенегах. Так, в процессе поисков Сезострисова меч Добрыня Никитич знакомиться с царицей узров Карсеной и печенежским князем Курусом, которым помогает воссоединиться и сочетаться браком, чего оба они давно хотели. Опустим сейчас сами подробности про окаменевший Дворец царицы узров, заклятия мага Сарагура, наложенные им на влюбленных и битву Добрыни с кентаврами (по тексту полукони-полулюди именуются Полканами). Нас интересуют сопроводительные справки. Так, «узры» по Чулкову — это «народ славянский, живший по берегам Яика, ныне реки Урал». Печенеги же «сильный народ обитавший по обеим сторонам Аральского моря».
Когда с помощью Добрыни Карсена и Курус обрели свое счастье — их подданные (то есть узры и печенеги) становятся единым народом: «…и всеобщую радость Узров и Печенегов, составивших с того часа единый народ». Это крайне интересно с учетом того, что историки традиционно представляют печенегов монголоидами, которые после нескольких столетий опустошительных набегов вдруг куда-то исчезают — данная легенда же фиксирует, что по крайней мере с какого-то момента они становятся единым народом со славянским племенем узров, так что вполне возможно, они и изначально являлись их близкими родственниками.
Интересно в данной версии текста и то, что князь Владимир именуется Князь Кiевский Солнышко Всеславьевич(!), хотя по официальной истории и в некоторых других текстах того же Чулкова он фигурирует как сын Святослава — то есть Святославич. Тут возникает вопрос чьим же сыном он в действительности был?
И не было ли на Руси несколько Владимиров Красных Солнышек запомнившихся потомкам совершенно разными деяниями, но объединенных впоследствии в один образ? Читать полный текст статьи с разбором былины про Добрыню и Тугарина по версии М.Д.Чулкова. snegir.org
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — dzen.ru