Традиция участия российских священников в военных походах солдат и офицеров появилась много веков назад – фактически с появлением на Руси христианства.
И очень часто батюшки проявляли себя как настоящие герои, своим примером вдохновляя солдат на подвиги.
Они не боялись ни пуль, ни вражеских снарядов, а некоторые даже вели за собой войска. История знает немало примеров таких подвигов.
На фото: Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича 1654 года.
Еще с допетровских времен…
В тексте устава «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» от 1647 года было официально прописан оклад, полагавшийся полковому священнику. А в официальном письме адмирала К. И. Крюйса, датированном 1704 годом, было сказано, что на семь галер необходимо семь священнослужителей, а на сотню бригантин – три.
Во время Первой мировой войны в армии служили уже тысячи священников, которые не только совершали литургии, вели проповеди, исповедовали и причащали, но и помогали солдатам в бытовых делах – например, обучали чтению и письму и помогали составлять письма родственникам.
Отряд греческих волонтеров с полевым священником во время Крымской войны. /Худ. К.Н. Филиппов. Хромолитография А.Э. Мюнстера. 1855 г.
Кстати, в армии служили, и представители других разрешенных на территории России религий – например, раввины и муллы. Причем в документе от 3.11.1914 протопресвитер Георгий Шавельский обращается к своим коллегам-священникам с просьбой «избегать по возможности всяких религиозных споров и обличений иных вероисповеданий».
Полковой мулла, общественно-политический деятель дореволюционной России Ямалетдин Хурамшин. Летом 1906 года с санитарным отрядом мусульман был отправлен на фронт.
Интересно, что государственные награды полковой батюшка получал в том случае, если, рискуя жизнью, ободрял солдат, причащал и благословлял на передовой, помогал медицинской сестре, а также совершал подвиги во время боевых действий – например, спасал знамя полка или, встав на место погибшего командира, вел солдат за собой. Если в последствии по каким-то причинам батюшку лишали сана, то и государственные награды с него снимали.
Солдаты 39-го Томского пехотного полка со священником.
Солдаты одной из армейских частей во время богослужения. Польша, 1914 год.
Солдаты одной из армейских частей во время богослужения. Польша, 1914 год.
С приходом революции судьба «военных» священнослужителей сложилась по-разному. Часть из них эмигрировала на Запад. Другие были убиты «красными» в гражданскую войну или репрессированы. Из тех же, кто отнесся лояльно к советской власти, были священнослужители, которые поддерживали бойцов и помогали им во время Великой отечественной войны.
Отец Федор Забелин.
Таким примером может служить протоиерей Федор Забелин. До революции он служил в стрелковой дивизии и в октябре 1916 года на Западном фронте получил ранение в грудь осколком снаряда, тем не менее остался в боевом строю. За отвагу батюшку наградили золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
Великая Отечественная война застала его священником в городе Пушкине Ленинградской области. Когда во время немецкой оккупации его дом спалило пожаром, он жил прямо в храме. Современники вспоминали, что даже во время бомбардировок батюшка, не дрогнув, продолжал служить литургии. С 1942-го отец Федор Забелин был насильственно перевезен фашистами в Гатчину, где стал служить настоятелем Павловского собора, получив на это позволение вражеского командования. Известно, что однажды батюшка спас от смерти советского разведчика – он тайно прятал его от фашистов под покрывалом престола в алтаре.
Протоиерей отошел в мир иной в 1949-м, прожив 81 год.
Герои в рясах на передовой
В конце XVIII века во время штурма Измаила настоящий героизм проявил священнослужитель Приморского гренадерского полка Трофим Куцинский. Обнаружив, что командир полка убит, а солдаты растерялись, отец Трофим поднял перед солдатами крест и закричал: «Стой, ребята! Вот ваш командир!». С этими словами священник повел солдат за собой.
И это не единственный такой подвиг. 11 марта 1854 года, во время Крымской войны, Могилевский пехотный полк шел в атаку и в первых рядах был полковой батюшка Иоанн Пятибоков. Обращаясь к бойцам, он воскликнул: «С нами Бог! И расточатся врази его! Родимые, не посрамим себя! За мной, ребята!». Батюшка поднялся на укрепления врага и поднял крест, не обращая внимания на свист пуль. Отец Иоанн получил две контузии в грудь, осколки снарядов попали в его наперсный крест, погнув его, но все-таки батюшка остался жив.
Впоследствии император Николай I наградил священника орденом св. Георгия 4 степени. А много лет спустя отец Иоанн получил приглашение в Петербург на 100-летний юбилей ордена Георгия Победоносца. Там его представили русскому царю Александру Николаевичу.
Общаясь с батюшкой, государь сделал вид, что не знает, за какие подвиги он награжден орденом, и попросил его подробно рассказать о своей службе на войне. После разговора Александр пригласил его к себе в кабинет, где показал поврежденную пулями епитрахиль и раздробленный картечью крест батюшки – оказывается, государь не только знал его историю, но и все эти годы хранил его вещи как реликвию.
Священник напутствует раненного. Русско-японская война 1904—1905 гг.
Не менее поразительный случай произошел 1915 году, в Первую мировую. Священник 5-го Финляндского стрелкового полка Михаил Семенов направился в штаб и, войдя в помещение, увидел, что несколько офицеров стоят и в ужасе смотрят на неразорвавшуюся вражескую бомбу, которую только что обнаружили в комнате. Отец Михаил не растерялся: ловко обхватил руками бомбу и вынес наружу. Священник аккуратно отнес ее к реке и там утопил.
На передовом перевязочном пункте отец Михаил тоже проявлял себя как настоящий герой. Не страшась снарядов, он словом и делом помогал молодым стрелкам.
Во время боя 16 октября 1915 года необходимо было доставить в передовые окопы боеприпасы, но извозчики не решались проехать на позицию, поскольку путь пролегал через открытый участок, который непрерывно обстреливался врагом. Тогда отец Михаил принял три двуколки под свою команду. Он смог уговорить конюхов ехать, благодаря чему ему удалось довезти все повозки с патронами на передовые позиции. Батюшка был награжден святым Георгием 4-й степени.
Вот так обер-иеромонах флота Иннокентий изображен на иконе
В наше время некоторые бывшие военные православные священники канонизированы. Один из «военно-морских» батюшек, причисленных к лику святых – отец Иннокентий Кульчицкий, который служил в должности корабельного иеромонаха на корабле «Самсон», а затем — обер-иеромонахом флота, стоявшего в городе Або. В последние годы жизни он управлял Иркутской и Нерчинской епархией. Известно, что отец Иннокентий активно помогал 1-й камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сейчас его мощи хранятся в Знаменском монастыре Иркутскка.
О том, как жилось православным батюшкам при советской власти, осталось немало воспоминаний современников.
Текст: Анна Белова
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — https://kulturologia.ru/