Митрополит Виталий Устинов был одним из носителей того опыта, который дал русской эмиграции 20-й век.
25 сентября – день памяти Блаженнейшего Митрополита Виталия - последнего Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви. Еще в годы эйфорической “перестройки” он предупреждал соотечественников: “Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия”. В 1990 году под его духовным руководством был принят документ, в котором говорилось: “Мы обращаемся прежде всего к соотечественникам в России: сегодня важно не только против чего, но и за что ведется борьба. Для проведения оздоровительных реформ необходимо осознать происшедшее не в рамках последних 73-х лет, а в масштабе нашей тысячелетней христианской государственности. При утрате абсолютных ценностей деградация общества может наступить и в условиях свободы. Мы считаем, что России нужно не копировать чужие модели с присущими им пороками, а возродить отечественную православную традицию”.
Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге в семье офицера Черноморского флота Петра Константиновича Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармского генерала, всю свою жизнь прослужившего на Кавказе. Вскоре семья Устиновых переехала в Севастополь, где Ростислав и провел свое детство. Там он поступил в кадетский корпус, с которым в 1920 году осенью эвакуировался с армией генерала Врангеля в Константинополь, затем в Югославию, где пробыл в корпусе до 1923 года, когда выехал с матерью во Францию. Там он окончил англоязычный колледж, отбыл воинскую повинность в одном из французских кавалерийских полков и некоторое время работал в одном английском предприятии на юге Франции.
Несмотря на успехи по службе и в обществе, Ростислав не чувствовал в этом удовлетворения. Некоторое время он провел в русском богословском институте в Париже, но не найдя там должной духовной атмосферы, оставил его. В 1938 году он поступил в монастырь преп. Иова Почаевского в Ладомирово на Карпатах. Настоятель монастыря, архимандрит Серафим Иванов постриг послушника Ростислава в рясофор с именем Виталий. В 1939 году Виталий принял полный монашеский чин, и вскоре был рукоположен в иеродьяконы, а два года спустя в Братиславе митрополит Серафим Берлинский и Германский рукоположил его в сан иеромонаха. Архимандрит Серафим определил молодому иеромонаху окормлять три села: Медвежье, Порубку и Кориевцы на границе Польши.
Во время советско-германской войны обитель преп. Иова Почаевского отпечатала в сотнях тысяч экземпляров Евангелие и богослужебную литературу для переправки в те области СССР, где во время немецкой оккупации массово открывались православные храмы. Духовенство обители поддержало попытки создания “третьей силы” против большевизма и нацизма.
Ввиду приближения советских войск, в соответствие с указанием Первоиерерха РПЦЗ митрополита Анастасия Грибановского, братия монастыря в Ладомировой приняла решение эвакуироваться на Запад. В день памяти преподобного Серафима Саровского была отслужена литургия и напутственный молебен, после чего почти вся братия уехала в Братиславу. 4 января 1945 года братство вместе с сопровождавшими лицами в количестве 49 человек выехало из Братиславы в Берлин. В Германии иеромонах Виталий вел миссионерскую деятельность и служил в лагерях для “остовцев”, затем, уходя от советских оккупационных войск, обосновался в Гамбурге, в английской зоне оккупации.
Дальнейшая деятельность его проходила в лагерях для перемещенных лиц, советских беженцев, где он вместе с архимандритом Нафанаилом помог тысячам соотечественников избежать т.н. “репатриации”. Возведенный в сан архимандрита, игумен Виталий создал в лагере Фишбек церковь, типографию, собрал вокруг себя небольшую монашескую братию и печатал для всех лагерных церквей восточной Германии богослужебную литературу и ежемесячный журнал “Почаевские Листки”.
В 1945 году с началом распределения беженцев по разным странам Синод РПЦЗ назначил архимандрита Виталия настоятелем Лондонского прихода. Он неустанно разъезжал по всей Англии, организовал приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде. Владыка Виталий писал: “Я лично убежден, что в нашу задачу в рассеянии входит не только окормление нашего русского народа, оберегать его от денационализации, но также и известное миссионерство среди инославных. У меня есть внутреннее стремление к миссионерству среди иностранцев. За наше пребывание в Лондоне, нам удалось перевести в православие около десяти человек англичан, что кажется мало, но все они стали искренними православными людьми”.
В тот период общины РПЦЗ и Московского патриархата арендовали один храм, и архимандрит Виталий в качестве настоятеля Успенского прихода поочередно служил в одном храме с будущим митрополитом Московской Патриархии Антонием Блумом. Всякий раз, когда архимандрит Виталий приходил в храм, чтобы совершить богослужение после того, как было совершено богослужение общиной Московского Патриархата, храм освящался заново как после осквернения, а самому Антонию Блуму он сказал: “Вы - служитель сатаны”.
В 1951 году Виталий был посвящен в архиерейский сан и отправлен на кафедру викарного епископа в Сан-Пауло в Бразилии, где снова устроил типографию. В 1955 году владыка Виталий со всей свой братией переводится указом Архиерейского Синода в Канаду с кафедрой в Эдмонтоне. Там в 75 милях от города владыка Виталий основал Свято-Успенский скит. С переводом в Монреаль его возвели в сан архиепископа Монреальского и Канадского. Вскоре после этого владыка Виталий приобрел землю в окрестностях г. Мансонвиля, где создал Свято-Преображенский скит с храмом и большими корпусами для братии.
После кончины митрополита Филарета, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, в январе 1986 года Архиерейский Собор избрал Архиепископа Виталия его преемником. На этом посту он постарался сделать все возможное, чтобы продолжить прежний традиционный курс Русской Православной Церкви за границей, не приемля ересей экуменизма и сергианства, в которых находится Московская Патриархия. С распадом СССР в 1991 году и началом массового открытия новых приходов и монастырей Московского патриархата как на территории бывшего СССР, так и по всему миру, митрополит Виталий поддержал те силы, которые требовали открытия приходов РПЦЗ в России, что вызвало резко негативную реакцию со стороны МП. При этом Первоиерарх неоднократно на протяжении 1990-х годов заявлял о своем негативном отношении к РПЦ МП и считал какие-либо контакты с ней невозможными до тех пор, пока Московская патриархия не откажется от ересей экуменизма и сергианства, составляющих основу ее идеологии.
В 2001 году уже в немощном состоянии владыка Виталий подписал заявление об уходе на покой, в октябре поздравил с избранием нового первоиерарха митрополита Лавра, однако выразил несогласие с начатым зарубежным Синодом диалогом с Московской патриархией, что делал неоднократно в течение всего этого года. При этом само прошение об уходе на покой было выработано “безглавым Синодом” и подписано задним числом в нарушение Положения об РПЦЗ. Сам Собор был созван Синодом без участия председателя - владыки Виталия, а также в обход указа 24 ноября/7 декабря 2000 года. Сомнительно, что Собор, где был принят уход на покой митрополита Виталия и был избран новый первоиерарх - митрополит Лавр, можно считать состоявшимся из-за нарушения Положения об РПЦЗ, а также ввиду “Заявления Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия” от 18 октября 2001 года, где говорилось, что “предстоящий Архиерейский Собор, имеющий открыться 23 октября 2001 года, нельзя назвать иначе, как собранием безответственных”.
Не признав избрания Лавра и решений собора, митрополит Виталий 1 ноября 2001 года в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле при поддержке епископа Варнавы Прокофьева, единственного епископа, который не подписал послание одобряющего решения Архиерейского юбилейного Собора РПЦ, совершил хиротонию во епископы Сергия Киндякова. В течение ноября 2001 года были совершены три новых архиерейских рукоположения. Под юрисдикцию митрополита Виталия перешла часть приходов РПЦЗ, отвергающих сближение с Московской Патриархией. Новообразованная юрисдикция получила название “Русской православной церкви в изгнании”, но скоро название было изменено на “Русская Православная Церковь Заграницей”. Для различения от группы митрополита Лавра стало применяться наименование РПЦЗ(В).
Скончался высокопреосвященнейший митрополит Виталий 25 сентября 2006 года в Свято-Преображенском скиту в Мансонвиле. А архиереи прежней РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром в мае 2007 года окончательно капитулировали перед Московской Патриархией, влившись в состав еретической организации, которая с момента своего основания в 1943 году и по сей день работает в интересах большевицкой власти Советского Союза, а впоследствии и либерал-чекистской РФ.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.rusnation.org/