Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Четверг, 21.11.2024, 23:34

09:47
Духовно-нравственные аспекты творчества церковного музыканта
фото
Церковный музыкант является одним из обязательных участников богослужения. Во время богослужения звучат голоса священнослужителей, чтецов и певцов, которые формируют звуковое и, выражению А.М. Лидова, сакральное пространство храма [1].

Большое значение для создания необходимой в храме атмосферы, помогающей восприятию и осознанию высоких истин, имеет деятельность церковного регента, чье творчество стало темой исследования Н. Разумовского (XIX в.), современных российских искусствоведов С. Зверевой, М. Рахмановой и А. Наумова, Н. Балуевой, Н. Денисова.

Основанием нашего исследования, выявляющего необходимые для регента духовно-нравственные качества, которые оказывают непосредственное влияние на характер музыкального творчества церковного музыканта послужили работы Л.В.Левшун [2].

Регентом (от лат. regens – правящий) – называют руководителя церковного хора. Аксиоматичное пространство, в котором совершает свое певческое служение регент, наполнено распетыми текстами молитвословий.

Качество такого пространства определяется качеством звучания хора, которое не должно ни отвлекать от молитвы, ни раздражать. Для того, чтобы правильно выстроить звучание церковного хора, а значит -- молитвенное богослужебное аудиальное пространство, попасть в обертональный унисон со служащими священником и диаконом, регент должен обладать следующими качествами: 1) степень вероисповедной просвещенности, 2) способность воспринимать богослужебный образ, 3) соответствующий характер звучания собственного голоса, 4) достаточный уровень специальной музыкальной подготовки. Природные способности и профессиональные качества – развиваются и приобретаются, вероисповедальные и рецептивные -- воспитываются образом жизни, который ведет церковный певец.

Но, в первую очередь, эти качества определяются тем Голосом, который звучит в душе у человека и который православная традиция называет Святым Духом. Им обусловливается развитие человеком всех перечисленных выше качеств.

Свойства православного богослужебного пения (литургичность, харизматичность, молитвенность, исповедность, теогностичность, спасительность, назидательность, соборность, святость) [3, с. 9 – 10] определяют профессиональные качества регента.

Он должен понимать, что клиросное служение, которое человек принимает добровольно, становится долгом, и, по словам апостола, «…необходимая обязанность моя» [4, 1 Кор. 4:1], который нужно выполнять со всей ответственностью.

Творчество на клиросе является не формой самовыражения, а со-творчеством с Богом-Словом. Во 2-м послании апостола Павла Коринфянам читаем: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя как бы от себя, но способность наша от Бога» [4, 2 Кор. 3:5-6]. А Божий дар может быть как дан, так и отобран. Поэтому харизматичность (богоданность, дар) – это не гордость для регента, а всё возрастающая ответственность.

Несомненно, молитва – главное условие успеха в служении регента, который своей деятельностью должен способствовать созданию максимально благоприятных условий для молитвенного контакта, «собеседования» священнослужителя и прихожанина с Богом. Поэтому весь эмоциональный и художественный опыт церковного регента, все силы его души, должны быть направлены на постижение Бога.

Мы не оцениваем степень исповедальности регента, но в каждом осмысленно пропетом песнопении «... открывается правда Божия от веры в веру» [4, Рим. 1:17].

Вследствие того, что деятельность регента является одним из способов богопознания (т.е. теогностично), а богопознание есть путь к спасению, то деятельность регента по озвучиванию богослужебной гимнографии можно назвать «священнодействием благовествования» [4, Рим.15:16].

Литургическое служение регента является поучительным или назидательным, оно имеет целью духовное преображение человека. Таким образом, церковный регент служит для «созидания Тела Христова» [4, Ефес. 4:12], т.е. Церкви, а также помогает каждому в выборе духовного ориентира.

Ориентиром для клиросного творчества должно служить постановление Еффесского собора 767 года, в котором сказано, что создание священных образов является прерогативой Отцов Церкви. Поэтому деятельность церковного регента выражает соборный разум Церкви. Творчество регента не только соборно, но и канонично, а определить его смысл помогает учение свв.Отцов.

Раскроем наши теоретические рассуждения примером жизни и творчества белорусского регента – священника Иакова Коляды, который самозабвенно любил церковное пение, пел и руководил клиросным хором[1].

Яков Григорьевич Коляда (1919 г.р., дер. Рубель (в наст.вр. – Столинский р-н Брестской обл.)) сын бедных крестьян, с семи лет регулярно посещал богослужения, ответственно и с большой любовью исполнял обязанности пономаря, пел в хоре и читал.

Голос Якова выделялся какой-то особой звучностью, особым тембром. У мальчика рано проявились тонкий слух и исключительные музыкальные способности, которые он имел возможность развить в церковном хоре.

Отметим, что в духовном воспитании дореволюционного юношества богослужение играло центральную роль. Эстетическому воспитанию молодежи способствовали и разные виды церковного искусства.

В 1934 г. юноша окончил семиклассную народную школу, а затем – Пинское духовное училище Пинской консистории. В классе (в котором учился 31 человек) Яков выделялся не только красивым тембром голоса, но и страстной любовью к церковному пению.

Окончив в конце 30-х годов училище, Яков вернулся в родную деревню, работал и постоянно пел в хоре, иногда заменяя псаломщика на службе. После женитьбы в 1944 году Яков Коляда начинает служить в Св.-Михайловской церкви родной деревне Рубель – сначала псаломщиком, затем – диаконом-псаломщиком (1949 г.).

Став священником, о.Иаков служит настоятелем Иоанна-Богословской церкви с. Мерлинских хуторов, Св.-Михайловской церкви с.Ремель (1951г.) в Брестской области, а с 1953 года – священником, затем настоятелем Св.-Ильинской церкви с.Велемичи; в 1959 г. заканчивает заочный сектор Ленинградской духовной семинарии.

В его послужном списке несколько характеристик и в каждой отмечается, что при недостаточной общеобразовательной подготовке священник Иаков Коляда является ревностным и усердным пастырем, проникновенным проповедником и человеком праведной жизни, которого уважают и любят прихожане и соседнее духовенство.

Эти качества отмечали благочинные церквей Пинского округа протоиререи А. Мацкевич, А. Лесик, Глубокского округа прот. С. Гоголушко. Во всех характеристиках отмечается глубокое знание и любовь о. Иакова к церковному пению как особый дар [5].

В селе Велемичи, где о.Иаков совмещал обязанности второго священника и регента, он развил бурную хоровую деятельность. Став в 1954 г. настоятелем Св.-Ильинской церкви, занятий с хором не оставил; регулярно проводил спевки, доводя звучание хора до возможного совершенства. Напомним, что это было то время, когда верующие люди подвергались сильному моральному давлению.

В церковь ходить запрещали, верующих людей высмеивали при каждом удобном случае. Несмотря на такие сложные и опасные условия, в хоре велимичской церкви пели около 60 человек. Этот факт свидетельствует не только о любви деревенских жителей к церковному пению, но и об искреннем отношении о. Иакова и к певческому делу, и к певцам хора.

На спевку односельчане приходили к о.Иакову поздно вечером, почти ночью. О. Иаков учил с хором очень сложные по изложению песнопения из «Полесского обихода», изданного при архиепископе Александре (Иноземцеве) в Пинске в 1929 г. В то время это был самый распространенный богослужебно-певческий сборник.

О.Иаков знал наизусть все партитуры. Учил каждую партию с хором по тактам, аккомпанируя пению на скрипке.

В репертуар хора входили «Милость мира» свящ. Старорусского; «Единородный Сыне» Богословского; «Пасхальный канон» А. Веделя; Херувимская №7 Д. Бортнянского; Херувимские песни Г. Ломакина, Дж. Сарти, Симоновская; Полиелей А. Архангельского; «Доколе, Господи» Ерхана, «Сам Един, еси, Бессмертный», молитва «Отче наш», напев которой в народе назывался «птичка».

Обиходными напевами пели Великое славословие, Трисвятое, псалмы, антифоны. На богослужении руководил хором псаломщик А.М. Ранцевич, а служащий батюшка пел вместе с хором, даже управляя им голосом.

А иногда (например, на Херувимской) о. Иаков запевал первую фразу, а затем, когда хор подхватывал, продолжал петь, изредка прямо из алтаря дирижируя пением.

О.Иаков управлял хором не только при помощи рук и голоса. Очень выразительны были его глаза, мимика. Если при пении певчие начинали фальшивить, опаздывать со вступлением и проч., то он менялся в лице. Если же был доволен звучанием хора – об этом говориПевческий сборник, записанный священником Иаковом Колядой.ло выражение его сияющего лица.

Пение велимичского церковного хора под руководством о.Иакова было каким-то особенным. Матушка Вера Гончарова вспоминает, что пение этого хора умиляло, поэтому в Велимичи приходили помолиться верующие из других деревень [6, с.12].

О. Иаков имел идеальный слух, он глубоко чувствовал службу. Казалось, что он слышал ангельское пение, наполняющее космос. Когда на Пасхальном богослужении батюшка начинал пение канона, исполняя ирмос «Воскресения день», его голос – тенор с широким диапазоном[2] – естественно вплетался в мистический ангельский хор, сливаясь с пением прихожан, образуя гармонию небесного и земного.

В семье о.Иакова родилось 11 человек детей, и естественно, что все пели. В семье любили народные песни «Ивушка», «Ночька луговая», «Чорны вочки як терен», «Плакучая гитара». Задорную «Рушники» пели вдвоем дочери Светлана (1956 г.р.) и Ирина (1954 г.р.). Любили в семье петь православные народные песни – праздничные колядные, щедровки.

Самая любимая из них – «Вставай, не лежи, застилай столы. Святы вечар». При пении пользовались рукописными сборниками со стихами, мелодии пели наизусть.

Сохранился рукописный сборник о.Иакова, который хранится у его сына, протоиерея Николая Коляды, настоятеля Св.-Георгиевской церкви г.Витебска. В сборнике записаны музыкальные произведения самого о. Иакова на стихи М. Лермонтова («В минуту жизни трудную»), А.М. Пуке, Ч. Лесли, И.М. Грана, Ч. Було и на свои собственные стихи. В некоторых песнях авторство текста анонимное или обозначено только буквами («И.Р.») [14].

В сборнике -- 74 разных по содержанию песни: покаянные («Земная жизнь», «Мой брат», «Ты идешь тропою»), размышления на библейскую тему («З Библии пс.»), праздничные («Христос воскресе», «На Вознесение», «Тайная вечеря»). Большинство песен являются панегирическими кантами, прославляющими Христа («Возрадуется сердце», «Слава в Вышних Богу», «Пойте песни Богу», «Как счастливы люди»).

Все песни изложены четырехголосно в гармонической фактуре. Несмотря на то, что запись песен нотолинейная каллиграфическая, спеть эти песни трудно, а иногда невозможно.

Потому, что о.Иаков самостоятельно изучив нотную грамоту и даже тональную систему, не выработал умения записать нотами то, что слышал или сам пел. Поэтому записи в сборнике трудночитаемы и воспроизвести напев, глядя в текст названного рукописного сборника, могут только те, кто слышал эти песни в оригинале, например, дети о.Иакова.

В 1960-е годы религиозные песни заменяли духовные книги, которых не было. Тексты песен были молитвенны, исповедальны, а также теогностичны, они учили высоким духовным и нравственным истинам, а простые мелодии помогали поющим усвоить то полезное, что было в слове.

Итак, в итоге нашего исследования мы пришли к выводу, что церковный регент кроме наличия музыкальных данных (музыкального слуха, певческого голоса) должен обладать высокими духовно-нравственными качествами.

Необходимые качества для церковного музыканта ярко воплотились в жизни и творчестве регента-священника о. Якова Коляды, дети и внуки которого стали священниками и регентами белорусских храмов.

Густова, Л.А. Духовно-нравственные аспекты творчества церковного музыканта / Л.А. Густова // Пытанні мастацтвазнаўства, этнологіі і фольклорыстыкі : вып. 10 / І-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы НАН Беларусі; навук. рэд. А.І.Лакотка. – Мінск : Права і эканоміка, 2011. – С. 161 – 165.

Примечания

[1] Фактологические сведения автор статьи получила из воспоминаний детей о.Иакова Коляды – протоиерея Николая Коляды, благочинного Южного округа г.Витебска Витебской епархии БПЦ, настоятеля Свято-Георгиевского храма г.Витебска; м.Светланы, дочери о.Иакова и протоиерея Анатолия Коляды, настоятеля православной церкви г.Потсдама

[2] При необходимости о.Иаков мог петь и баритоном.

Литература:

1. Лидов, А.М. Иеротопия: создание сакральных пространств как вид художественного творчества / А.М. Лидов. [Электронный ресурс] / Полит.Ру. – Москва 2010. – Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2007/06/14/ierotop.html. – Дата доступа: 31.08.2010.

2. Левшун, Л.В. Категория творческого метода в восточнославянском литературном творчестве XI – XVII веков: автореф. дисс… д-ра филол. наук: 10.01.08 / Л.В. Левшун. – Мн.. 2007. – 46 с.

3. Густова, Л.А. Музыкально-певческая культура Православной Церкви Беларуси / Л.А. Густова.– Мн.: «Бестпринт», 2006. – 167 с.

4. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета; В русском переводе с приложениями. Изд. 4 / Библия. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с.; прилож.

5. Послужной список. Протоиерей Коляда Иаков Григорьевич, настоятель Свято-Ильинской церкви в селе Велемичи Столинского района Брестской обл.: составлен 24 июля 1963 г. – [Рукопись]

6. Гончарова, В. В память о матери / В. Гончарова // Победоносец.– № 29. – 30 апреля 2006 г. – Витебск.– С. 12 – 13.

7. Сборник духовных песен священника Иакова Коляды [Рукопись], г.Браслав. – 115 с. Лариса Густова

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — http://zapadrus.su/

Просмотров: 460 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото