В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок».
В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г.
В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда.
Содержание: (1) Словарь Даля о гордости. (2) Священное Писание о гордости. (3) Святые Отцы о гордости. (4) Рассуждение о гордости. (5) Грех и степени греховности. (6) Восемь страстей. (7) Что делать чтобы не грешить гордостью. Библиография. Примечания.
1. Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).
2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:
Начало греха - гордость, (Сир. 10:15 рс).
Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей.
3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения:
Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию.
А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Луки 17, 10) (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).
У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости:
Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).
Знаки гордости
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского,
Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:
Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).
4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.
5. Грех и степени греховности. Каждый человек грешен, и только Господь Бог безгрешен. Человек постоянно грешит и имеет много греховных привычек, и все это ему и другим портит жизнь. Чем греховнее он, тем труднее ему жить, тем более он закоснел в зле и не понимает это, а если знает, то не умеет из него выбраться. Чем более он грешный, тем труднее ему нормально общаться, любить по настоящему, да и быть любимым. Православная вера призывает нас жить по Заповедям Закона Божия, которое включает духовное самовоспитание - борьбу с нашими греховными привычками и воспитанием в себе положительных качеств. Соответствующий духовный рост достигается постепенно.
Грехопадение человека происходит постепенно. Он не сразу впадает в большой грех, а постепенно. От первого маленького, и кажется, безобидного действия он может падать все дальше и дальше, покамест грех не станет привычкой. Святые отцы подвижники христианского аскетизма и благочестия различают пять стадий (степеней) греха: (1) прилог, (2) сочетание, (3) сложение, (4) пленение и (5) страсть. Эта постепенность относится ко всем грехам, маленьким и большим: скажем, лень, ложь, обман, кража или алкоголизм и наркомания - все они могут стать страстью.
(1) Прилог - это когда без желания и против воли человека у него появляются греховные мысли или даже представления. Если мы эту греховную мысль сразу отгоним, то мы еще не совершили грех. В этой степени грех легче всего преодолеть. При появлении прилога, его нужно решительно отвергнуть.
(2) Сочетание - это добровольное размышление о грехе. Человек не совершает грех, но только думает о грехе, это уже грех.
(3) Сложение - это желание греха. Человек иногда грешит, но все еще сознает свою греховность.
(4) Пленение - это частое исполнение греха, но человек все еще сознает свою греховность.
(5) Страсть - это когда грех стал привычкой, это уже рабство греху. Грех совершается легко и человек не чувствует что он грешит и даже может этим гордиться. В этой степени труднее всего преодолеть грех. Нужен пост, церковная молитва и напряженная борьба. В Евангелии на эту тему сказано так: «сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Мат.17:21).
6. Восемь страстей. Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревообъядение (30), блуд, сребролюбие (35), гнев (7), печаль, уныние (15), тщеславие (32) и гордость (4).
7. Что делать чтобы не грешить гордостью. Чтобы не грешить гордостью нужно знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того нужно помнить что мы на земле временно и все наши достижения здесь - знания, слава, богатство - у Господа Бога не имеет никакой цены.
Конкретно нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на своем.
19 июня/2 июля 1989 г.
Всех святых в Земле Российской просиявших
(23-х летие прест. Арх. Иоанна Шанхайского)
Библиография
[1] Особенности общения на Западе (по Карнеги) (ЗЗ-13). Какая основная разница между русским и западным человеком, в особенности в области общения? Из-за чего эта разница? Совершенно неожиданно для нас, и не сознавая что он делает, Карнеги открывает нам великую загадку - разницу между Западом и русскими. Западный человек гордый, у него больное самолюбие и этот грех, как каждый грех, ему мешает жить.
[2] Гордыня на Западе. Порок Запада Гордыня (ЗЗ-14). Цель этой работы, описать гордыню на Западе и ее разрушительное действие. Русские люди воспитывались в скромности, а Запад в гордыне. Последствие гордыни на Западе. Приложение - Что такое гордыня. Библиография.
[3] Талант общения - Карнеги или Дорофей (по Дронову) (ЗЗ-20). В России появилась интересная работа отца протоиерея Михаила Дронова насчет известной книги Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Отец Михаил сравнивает ее с поучениями знаменитого аввы Дорофея - то есть с неиспоганненым христианским учением. Приводятся некоторые выдержки из этой интересной книги. Читатель который хочет получить всю книгу может ее скачать с узла Интернета по адресу данному, в заглавии.
[4] Денационализация, поведенческая культура и духовная потеря детей на Западе (ЗЗ-32). Подводные камни в жизни на Западе. Перемена места жительства не проходит даром. Плата за жизнь на Западе будет наша и наших детей денационализация, и принятие поведенческой культуры которая во многом противоположна, не только нашему мировоззрению, но и постепенно разрушает нас, наше окружение и общество. Самое плохое что произойдет - это духовная потеря наших детей, а внуков и подавно.
Содержание: (1) Введение. (2) Постсоветские русские на Западе. (3) Люди разные. (4) Денационализация. (5) Русская культура «греет». (6) Поведенческая культура. (7) Субкультура детей. (8) Духовная потеря детей. (9) Русская эмиграция на Западе. (10) Заключение.
[5] Краткая Исп. пред Дух. Подробное объяснение грехов и пороков (ДД-47). (Свыше 50стр.) В этих записках подробно описываются грехи и пороки, которые перечислены в сокращенной исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Эта исповедь всего лишь краткое извлечение из его полной исповеди. Святитель Димитрий советует нам употреблять ее не только для Церковной Исповеди, но и дома. Великий подвижник учит нас читать исповедь ежедневно, после Вечерних молитв и на ее основании проверять свою совесть, а также и все свои дела, слова и мысли.
Примечания
[П1] Извлечение из «Краткой исповеди пред Духовником. Подробное описание грехов и пороков» (ДД-47)
Есть на наших эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/d47isp0.html
(В этих записках подробно описываются грехи и пороки, которые перечислены в сокращенной исповеди Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Эта исповедь всего лишь краткое извлечение из его полной исповеди. Святитель Димитрий советует нам употреблять ее не только для Церковной Исповеди, но и дома. Великий подвижник учит нас читать исповедь ежедневно, после Вечерних молитв и на ее основании проверять свою совесть, а также и все свои дела, слова и мысли).
[П2] Цифра в скобках означает подглаву из работы описанной в [П1].
* * *
Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 45 -
Что такое гордыня»
АНМ, Храм всех Святых в Земле Российской просиявших
ANM, Church of all Russian Saints, 744 El Camino Real, Burlingame, CA 94010-5005
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.dorogadomoj.com/