Сего ради глаголю вамъ: всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ, а яже на Духа хула не отпустится человѣкомъ. И иже аще речетъ слово на Сына Человѣческаго, отпустится ему, а иже речетъ на Духа Святаго, не отпустится ему, ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій (Матѳ. 12, 31. 32).
Эти слова составляютъ начало обширной рѣчи Спасителя о грѣхахъ языка человѣческаго. Въ ней Онъ говоритъ о трехъ различныхъ родахъ этихъ грѣховъ, отъ которыхъ предостерегаетъ своихъ слушателей.
Сначала, въ нашемъ текстѣ, Господь Іисусъ говоритъ о самомъ большемъ грѣхѣ языка, о «богохульствѣ»; потомъ о всѣхъ «злыхъ» словахъ, которыя составляютъ изліяніе злаго сердца (ст. 33—35); и, наконецъ, предостерегаетъ отъ «безполезныхъ» словъ, за которыя мы нѣкогда должны будемъ дать отчетъ (ст. 36. 37).
Мы обратимъ здѣсь вниманіе только на грѣхъ богохульства, и главнымъ образомъ на грѣхъ противъ Св. Духа, за который нѣтъ прощенія, и посмотримъ, въ чемъ онъ состоит, почему онъ такъ важенъ и остается безъ прощенія.
Уже вводныя слова Спасителя: сегою ради глаголю вамъ, а также повтореніе Его словъ (ст. 32) показываютъ намъ важность ихъ; но если ближе разсмотримъ ихъ, то сначала увидимъ въ нихъ утѣшительное обѣщаніе прощенія грѣховъ вообще, а потомъ строгую угрозу непрощаемости грѣха противъ Св. Духа.
Такимъ образомъ, въ нашемъ текстѣ прежде всего заключается утѣшительное обѣтованіе прощенія грѣховъ, которое Господь высказываетъ въ словахъ: всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ. На эту истину, которую обыкновенно проходятъ безъ вниманія, при разсмотрѣніи вышеприведенныхъ словъ Господа, мы прежде всего и должны обратить вниманіе по ея важности и утѣшительности.
Господь Іисусъ Христосъ въ начальныхъ словахъ Своей рѣчи учитъ насъ, что грѣхи прощаются, что Богъ готовъ простить величайшіе и тягчайшіе грѣхи, если только мы въ духѣ и истинѣ прибѣгаемъ къ Нему. «У Тебя прощеніе, да благоговѣютъ предъ Тобою» (Псал. 129, 4). «Всякій грѣхъ», говоритъ Іисусъ Христосъ, какъ бы великъ, тяжелъ и гнусенъ онъ ни былъ, и какъ бы часто ни совершался, простится людямъ, и именно по благодати Божіей и ради крестныхъ заслугъ Іисуса Христа.
«Если будутъ грѣхи ваши, какъ багряница, то сдѣлаются бѣлыми какъ снѣгъ; если будутъ красны, какъ пурпуръ, сдѣлаются какъ бѣлая волна» (Ис. 1, 18). Благость и милосердіе Божіе такъ далеко простираются, что Онъ готовъ простить и вопіющіе на небо грѣхи, какъ грѣхъ Каина, и даже богохульство. Ап. Павелъ, напр., говоритъ о себѣ, что онъ «прежде былъ хулитель», но что былъ помиловавъ (1 Тим. 1, 13).
Далѣе Іисусъ Христосъ говоритъ: и иже аще речетъ слово на Сына Человѣческаго, простится ему. Многіе говорили противъ Сына Человѣческаго во время жизни Его на землѣ и во время смерти Его на Голгоѳѣ; многіе, къ сожалѣнію, говорятъ еще и теперь; но и такіе грѣшники могутъ найти прощеніе подъ крестомъ Спасителя. Хотя бы грѣхи человѣка восходили до неба, но благодать Божія безконечно больше, и «кровь Іисуса Христа, Сына Божія, очищаетъ отъ всякаго грѣха» (1 Іоан. 1, 7).
Послѣ утѣшенія, предложеннаго въ первыхъ словахъ Господа, и обѣщанія милосердія, слѣдуетъ угроза, что грѣхи противъ Духа Святаго не будутъ прощены Богомъ: а иже речетъ на Духа Святаго, не отпустится ему ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій.
Эти строгія слова, возбуждающія въ каждомъ священный ужасъ къ этому грѣху и совершенію его, необходимо приводятъ къ вопросу: въ чемъ именно состоитъ грѣхъ противъ Св. Духа? — Отвѣтъ представляетъ связь рѣчи, въ которой стоитъ разсматриваемый нами текстъ, или обстоятельства, послужившія поводомъ къ произнесенію Господомъ словъ о грѣхѣ противъ Св. Духа. Евангелистъ повѣствуетъ, что Іисусъ Христосъ только исцѣлилъ бѣсноватаго, который былъ слѣпъ и нѣмъ (Мѳ. 12, 22).
«И дивился весь народъ, и говорилъ: не это ли Христосъ, сынъ Давидовъ? Фарисеи же, услышавъ сіе, сказали: Онъ изгоняетъ бѣсовъ, не иначе, какъ силою веельзевула, князя бѣсовскаго» (ст. 23 и 24). Фарисеи, въ своей враждѣ противъ Іисуса Христа, лучше всего желали бы отвергнуть чудо, какъ это часто они дѣлали, но этого теперь не могли они, такъ какъ чудо происходило предъ глазами всего «народа»; къ тому же это былъ фактъ, котораго не могъ совершить ни одинъ человѣкъ. И такъ какъ чудо изгнанія бѣса было несомнѣнно, то вражда и злоба довела ихъ до того, что они сказали: «Онъ изгоняетъ бѣсовъ силою веельзевула, князя бѣсовскаго».
Несомнѣнный фактъ, что они были ожесточенные враги Іисуса и говорили такъ только вслѣдствіе злобы своей. Несомнѣнно также, что они говорили это вопреки ясному своему сознанію, говорили противъ совѣсти; ибо когда они посылали своихъ учениковъ, вмѣстѣ съ слугами Ирода въ Іисусу, то говорили: „Учитель! Мы знаемъ, что Ты справедливъ и истинно пути Божіи учишь" и т. д. (Матѳ. 22,16).
И Никодимъ, который хотя здѣсь и не могъ участвовать, но былъ фарисей и князь іудейскій, говорилъ въ Іисусу, какъ бы отъ имени всѣхъ: «Равви! мы знаемъ, что Ты учитель, пришедшій отъ Бога, ибо такихъ чудесъ, какія Ты творишь, никто не можетъ творить, если не будетъ съ нимъ Богъ» (Іоан. 3, 2). И если и другія чудеса Іисуса Христа почему-либо могли быть неубѣдительны для фарисеевъ, то изгнаніе Имъ бѣса должно было убѣдить ихъ въ божественномъ посланничествѣ Его, такъ какъ оно было откровеніемъ вышечеловѣческой силы, доказательствомъ силы Божіей, Святаго Духа, которой нельзя было отрицать, вслѣдствіе чего «и дивился весь народъ», и почти готовъ былъ признать Іисуса Христа Мессіей, «Сыномъ Давида». Фарисеи желали помѣшать этому, но такъ какъ фактъ чуда былъ доказанъ, то они въ злобѣ своей прибѣгли къ богохульному утвержденію, что «Онъ изгоняетъ бѣсовъ не иначе, какъ силою веельзевула, князя бѣсовскаго», и это былъ грѣхъ противъ Св. Духа.
Поэтому онъ состоялъ въ томъ, что они Іисуса, Святаго Израилева, обвиняли въ союзѣ съ діаволомъ, и чудеса Бго приписывали силѣ діавола, между тѣмъ какъ эти дѣла совершались дѣйствіемъ силы Божіей, Св. Духа, Которымъ такъ обильно исполненъ Іисусъ Христосъ, что очень хорошо знали фарисеи и клеветники.
Въ общемъ это не только было гнусное обвиненіе Іисуса Христа, но и дерзкое порицаніе Св. Духа, Которымъ Іисусъ Христосъ совершалъ Свои чудеса, — порицаніе, которое было тѣмъ виновнѣе, что происходило изъ діавольской злобы и высказано было совершенно противъ совѣсти.
А что это былъ грѣхъ противъ Св. Духа, о Которомъ здѣсь говоритъ Іисусъ Христосъ, яснѣе всего открывается изъ словъ Ев. Марка, приведенныхъ имъ непосредственно за объясняемыми нами словами Господа: «потому что они говорили: въ Немъ нечистый духъ» (Мар. 3, 30).
Они не только обвиняли Іисуса Христа, но и Св. Духа, пребывавшаго въ Немъ, называли нечистымъ, діавольскимъ духомъ и порицали Его самымъ возмутительнымъ образомъ. Высочайшее откровеніе благодати и милости Божіей было заподозрѣно и потоптано ногами, объявлено дѣломъ діавола, въ темъ высказалась ужасная ихъ злоба и высочайшая степень вражды противъ Бога.
Ясное названіе этого грѣха противъ Духа Святаго находится только въ приведенномъ мѣстѣ Ев. Матѳея и въ обоихъ параллельныхъ мѣстахъ Марка и Луки; но сюда же относятся и слѣд. слова, Іоан. 7, 32 и д. 8, 48; 10, 20. 31; Дѣян. 4, 13-17; 5, 17 и д. 33. 40; 7, 51 и д., въ которыхъ говорится, что фарисеи превратнымъ образомъ судили о словахъ и дѣлахъ Христа и Апостоловъ, безсовѣстно хулили ихъ, препятствовали обращенію другихъ и такимъ образомъ дерзко противились дѣйствію Св. Духа.
Сверхъ того, нужно взять во вниманіе, что грѣхъ противъ Духа Святаго, о Которомъ говорится въ нашемъ текстѣ, совершается не только по отношенію къ лицу Св. Духа, но и по отношенію въ служенію и дѣятельности Его, такъ что этотъ грѣхъ состоитъ не только въ томъ, что когда кто-либо дерзкимъ образомъ словами порицаетъ Св. Духа, но онъ совершается и тогда, когда упорно Ему противодѣйствуютъ.
Ибо человѣкъ въ этомъ противодѣйствіи можетъ зайти такъ далеко, что отвергаетъ отъ себя Св. Духа, посмѣивается надъ всѣми Его внушеніями и съ ожесточеніемъ закрываетъ свое сердце, чтобы не слышать Его голоса, подобно тѣмъ іудеямъ, къ которымъ говорилъ первомученикъ Стефанъ: «жестоковыйные! люди съ необрѣзаннымъ сердцемъ и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, какъ отцы ваши, такъ и вы» (Дѣян. 7, 51).
Св. Духъ оставляетъ, наконецъ, такихъ упорныхъ людей и удаляется отъ нихъ, такъ какъ Онъ вслѣдствіе этого не возбуждаетъ въ нихъ ни покаянія, ни вѣры, и они никогда не могутъ найти прощенія.
Правда, нужно замѣтить, что Господь Іисусъ говоритъ здѣсь о «рѣчахъ» противъ Св. Духа и о «хулѣ» противъ Него, слѣдов. о грѣхахъ слова и языка; но эти рѣчи или хула, проистекая изъ сердца, открываются въ жизни и дѣлахъ человѣка и слѣдов. потому заключаютъ въ себѣ злыя мысли и стремленія.
Такимъ образомъ грѣхъ противъ Св. Духа чрезвычайно грѣшенъ, такъ какъ онъ всегда совершается вопреки ясному сознанію и по діавольской злобѣ. Онъ есть грѣхъ противъ собственнаго существа Божія, потому что Богъ есть духъ. Поелику же, далѣе, существо божественное составляетъ любовь, то грѣхъ противъ Св. Духа потому — такой страшный грѣхъ, что имъ уничижается и хулится любовь и благость Божія. Кто такимъ образомъ, несмотря на всѣ предостереженія и дѣйствія Св. Духа, вопреки ясному сознанію, возмущается противъ свѣта и познанія истѣны, тотъ совершаетъ духовное самоубійство.
Грѣхъ этотъ потому крайне грѣшенъ и не находитъ себѣ прощенія, что онъ представляется совершеннымъ ожесточеніемъ и нераскаянностію, высшею степенью злобы и вражды противъ Бога.
Какъ великъ и страшенъ предъ Богомъ этотъ грѣхъ, показываетъ исторія современныхъ Ною людей, о которыхъ Господь сказалъ: «не имать пребывати Духъ Мой въ человѣцѣхъ сихъ, зане суть плоть» (Быт. 6, 3), и слѣдствіемъ сего было истребленіе ихъ потопомъ. Далѣе, примѣръ израильтянъ въ пустынѣ, которые ожесточили сердца свои противъ голоса Св. Духа, и потому не вошли въ покой Божій (Евр. 3, 7—11).
Затѣмъ новый примѣръ грѣха противъ Духа Святаго и дальнѣйшихъ слѣдствій его мы видимъ въ Ананіи и Сапфирѣ, которые за ложь противъ Духа Св. тотчасъ были наказаны смертію (Дѣян. 5, I—11).
Господь Іисусъ Христосъ говоритъ: не отпустится ему, согрѣшившему противъ Духа Святаго, ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій, потому что этотъ грѣхъ, какъ мы уже показали, чрезвычайно грѣшенъ, такъ какъ онымъ всецѣло отвергается Самъ Св. Духъ и вмѣстѣ съ тѣмъ благодатныя Его дѣйствія и возможность прощенія, и потому что такъ Богъ опредѣлилъ и нашелъ это справедливымъ. Нѣкоторые утверждаютъ, что выраженія «ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій» относятся къ тогдашнему іудейству и начинавшемуся христіанству; но слова Господа, очевидно, означаютъ нынѣшнее состояніе жизни и вѣчность.
Это подтверждаютъ и слова въ Ев. Марка, гдѣ сказано: «но кто хулитъ Духа Святаго, тому не будетъ прощенія во вѣкъ, но подлежитъ онъ вѣчному осужденію» (3, 29). Изъ этихъ же словъ Господа: «ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій» естественно вытекаетъ заключеніе, что нѣкоторые грѣхи, не прощенные въ семъ вѣкѣ, могутъ быть прощены въ будущемъ вѣкѣ.
Это прощеніе можетъ быть исходатайствовано молитвами св. Церкви, которая и молится за скончавшихся въ вѣрѣ, но не успѣвшихъ принести покаянія и получить прощенія за свои вольныя и невольныя прегрѣшенія. («Воскр. Чт.» 1876 г. т. 2, стр. 331—336).
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://rpczmoskva.org.ru/