Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей коснулся личности Царя Алексея Михайловича, который по его словам «испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп — умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей».
Откуда Патриарх Кирилл взял сведения о «приказе Ивана Грозного убить святителя Филиппа», если такого приказа и в помине нет ни в одном историческом документе?! На самом деле свт. Филипп мученически погиб от рук заговорщиков в сущем сане 23 декабря 1569 г., а Малюта Скуратов, спешно посланный св. блгв. царем Иваном Грозным для его спасения, застал митрополита Филиппа уже бездыханным в Тверском Отроче монастыре, откуда в 1591 г. его мощи перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. — в Московский Успенский собор.
При патриархе Иоасафе, который сам был пострижен в Соловках, служба свт. Филиппу была внесена в Минеи (1636) и установлен день празднования 23 декабря. В 1646 г. настоятель Кожеозерского монастыря будущий патриарх Никон перенес мощи святого в Преображенский собор Москвы. Канонизация свт. Филиппа состоялась в 1660 г.
В своей проповеди 16 июля 2011 г. Патриарх Кирилл заметил, что перенесение мощей свт. Филиппа в 1652 г. «состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича», который «вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния»?! Между тем, современные исследователи считают, что в прославлении свт. Филиппа Никон был заинтересован особо, т.к. он считал, что Церковь является охранительницей не только от иноверцев, но даже и от русских царей, в том случае, если они выбирают неправильный путь.
Известно, что именно под руководством Патриарха Никона Алексей Михайлович составил послание, приложенное к раке святителя Филиппа, в котором публично винился за согрешение своего деда Царя Ивана Грозного.
Как было недавно установлено историками, собственные взгляды Алексея Михайловича уже в момент перенесения мощей свт. Филиппа отличались от содержания послания, внушенного Никоном. В письме к князю Н.И. Одоевскому, в котором рассказывается о встрече мощей свт. Филиппа в Москве, Царь Алексей Михайлович описывает конфликт Царя Ивана Грозного и митрополита другими красками, проклиная клеветников, мздоимцев и гонителей: «Не все ли зде месть восприняли от прадеда моего, царя и Великого князя Ивана Васильевича?» (Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2003. С. 183).
Не случайно на Соборе 1666 г., где проходил суд над патриархом Никоном, Алексей Михайлович еще раз подтвердил, что историю конфликта Царя Ивана Грозного и свт. Филиппа ему преподнесли в неверном свете. На Соборе была зачтена грамота Константинопольского патриарха Никона, в которой упоминалось, что Никон переносил из Соловецкого монастыря мощи свт. Филиппа, «неправедно мучимого Иваном Васильевичем». Государь Алексей Михайлович по этому поводу заявил протест: «Для чего он, Никон, такое бесчестие и укоризну блаженные памяти великому государю царю и Великому князю Ивану Васильевичу всея Руси написал» (Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996. Т. 2. С. 126).
Главный вопрос в том, кому было выгодно убийство свт. Филиппа? Имена недругов святителя хорошо известны историкам — это архиеп. Новгородский Пимен (2-е лицо в заговоре 1569 г.), еп. Суздальский Пафнутий и еп. Рязанский Филофей. Именно они взяли курс на устранение свт. Филиппа с кафедры после раскрытия заговора И.П. Федорова-Челяднина в 1567 г., когда свт. Филипп открыто поддержал царя Ивана Грозного и публично предал осуждению сочувствовавших заговорщикам архиереев. Более того, в богомольной грамоте 24 ноября 1567 г. в Кирилло-Белозерский монастырь по поводу нового похода в Ливонию митрополит Филипп призвал молиться за Царя Ивана Васильевича, воюющего «за святые церкви».
Напомним, что архиеп. Новгородский Пимен (1552-1578) по решению Собора 1555 г. был вынужден вернуть будущему свт. Филиппу игуменство в Соловецкой обители, о чем говорилось в грамоте митрополита Московского Макария от 7 августа 1555 г.: «игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват. И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине, и в монастырь его отпустил» (ММК. Д. 684).
Историки до сих пор не разобрались, о каком конфликте идёт речь, хотя дело происходило после бегства в Литву бывшего Троицкого игумена Артемия (+ок. 1575), сосланного по приговору Собора от 24 янв. 1554 г. на «вечное заточение» в Соловецкий монастырь (откуда невозможно сбежать без сообщников!) под строгий надзор игумена Филиппа. Столь суровая мера была вызвана обвинениями его в покровительстве ереси «жидовствующих».
По имеющимся в распоряжении историков данным, складывается картина, что соловецкий игумен Паисий, которому заговорщики в сущем сане (Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский, настоятель Благовещенского собора Евстафий — духовник царя!) пообещали епископство за клевету на своего наставника, и 9 подкупленных иноков дали нужные показания (Житие св. Филиппа (Тулуповская редакция) // Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. СПб. 2004. С. 583), которые позволили вошедшим в тайный сговор архиереям свергнуть свт. Филиппа с Митрополичьего престола на Соборе 4 ноября 1568 г.
Когда в сентябре 1569 г. царем Иваном Грозным было инициировано следствие о связях московских и новгородских изменников и их участии в свержении митрополита, свт. Филипп стал для заговорщиков опасным свидетелем, которого они успели устранить перед самым прибытием в Тверь Малюты Скуратова.
ЦАРЬ ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ НЕ ОТДАВАЛ РАСПОРЯЖЕНИЯ ОБ УБИЙСТВЕ ФИЛИППА, ОБ ЭТОМ НЕ ГОВОРИТ НИ ОДИН РУССКИЙ ИСТОЧНИК 16 ВЕКА. Именно поэтому Русская Православная Церковь уже четыре столетия прославляет митрополита Филиппа как святителя, а не как священномученика! Когда Царь Иван Грозный разобрался в этой клевете, всех «пособников умерщвления» свт. Филиппа коснулась царская опала — соловецкий игумен Паисий был заточен на Валааме, архиеп. Пимен заключен в Веневский Никольский монастырь, Филофей рязанский лишен сана, а пристав Кобылин сослан в монастырь.
Поразительно, но известное в наши дни Житие свт. Филиппа было написано в Соловецком монастыре в конце 16 в. … со слов заговорщиков против него — пристава Кобылина (в монашестве — старец Симеон) и нескольких монахов из тех 9, что лжесвидетельствовали на соборе 1568 г. Отсюда столь чудовищные ляпы, о которых хорошо осведомлены текстологи.
Например, в Житии повествуется, что Царь Иван Грозный якобы послал сведенному с кафедры свт. Филиппу перед высылкой из Москвы отрубленную голову его брата Михаила Ивановича Колычева, который на самом деле умер через 3 года после описываемых событий! В других редакциях брата переменили на племянника свт. Филиппа, сына младшего брата Бориса, что вовсе не добавили никакой правдивости тексту жития (Преподобный игумен Филипп // Соловецкий патерик. М., 1991. С. 64).
Исследователи обнаружили в Житии свт. Филиппа еще целый ряд ошибок. Например, свт. Филипп был избран на московскую кафедру уже после учреждения опричнины и не мог протестовать при ее введении, для учреждения опричнины царь Собора не собирал и т. д. В исторической литературе неоднократно отмечалось, что в Житии речи св. Филиппа, обращенные к св. блгв. Царю Ивану Грозному, частью заимствованы из «Поучения» диакона Агапита императору Юстиниану (Ševčenko I. A Neglected Byzantine Source of Muscovite Political Ideology // Harvard Slavic Studies. 1954. Vol. 2. P. 166-173).
Содержание Жития свт. Филиппа выходило далеко за рамки произведений агиографического жанра, поскольку в нем было описание политической борьбы в среде епископата Русской Церкви. Несмотря на то, что Житие свт. Филиппа использовалось еще в трудах Н.М. Карамзина, полностью оно было издано лишь в 1928 г. в Париже Г.П. Федотовым, который сразу отметил, что высказывания свт. Филиппа, вложенные спустя несколько десятилетий ему в уста автором Жития, не могут претендовать на подлинность (Федотов Г. П. Святой Филипп … С. 101).
Однако в наше время архиерейская комиссия митрополита Ювеналия (Пояркова) взяла именно Житие за основу своей клеветы на Царя Ивана Грозного, обвинив его облыжно в убийстве свт. Филиппа по своей какой-то казуистской логике, что де «не мог приближенный царя решиться на убийство церковного иерарха такого сана без высочайшего одобрения»?!
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.ruskmir.ru/