Икона Всех святых русских государей, хранящаяся в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Начиная с 2013 года в Пантелеимонове монастыре, расположенном на Святой горе Афон, совершается Празднование Собора всех святых Русских Государей: от равноапостольного великого князя Владимира до царя-страстотерпца Николая Александровича. Благословил братию отмечать этот Праздник игумен обители схиархимандрит Иеремия (Алёхин) в связи с освящением единственного в мире храма во имя всех святых князей и царей Руси.
К 2014 году насельниками обители была составлена особая служба всем святым русским государям, которая в соединении со службой равноапостольному князю Владимиру совершается в этот день в монастыре.
В Собор святых Русских Государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси: Рюриковичей и Романовых. Среди них два царя - благоверный Феодор Иоаннович и мученик Николай II; 40 великих князей и 101 удельный; 17 представителей рода Романовых. Каждый из них был в свое время прославлен Русской Православной Церковью.
Собор святых русских государей разделяется по ликам: равноапостольных, великомучеников, мучеников, преподобномучеников, преподобных и благоверных.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи, опубликованной в журнале «Душеполезный собеседник», издаваемом на Афоне Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем:
Святые благовѣрные Государи составляют особый, весьма многочисленный собор святых Русской Церкви. Лик благовѣрных русских Государей включает в себя представителей обеих династий, правившихъ на Руси за 1025-летие ее христианской исторіи, и насчитываетъ въ своем составѣ 150 венценосных угодниковъ Божіихъ, канонизованных к общему или местному почитанию. Среди них два Царя: Феодр Иоаннович из династии Рюриковичей и Николай Александрович из династии Романовых; 40 Великих и 91 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей; 17 представителей Дома Романовых. Мночисленностью этого собора обусловливается и многообразие подвигов, которыми каждый из них угодил Богу, и заслужили добрую память и почитание соотечественников.
Это дает возможность распределить собор святых Государей по ликам в соответствии с подвижническим служением каждого государя или государыни. Среди прославленных Русских Государей можно выделить лики равноапостольных, мучеников, преподобных, преподобномучеников и благоверных. Таким образом среди святых русских князей и Царей было 2 равноапостольных государя, 52 мученика (37 из Дома Рюриковичей и 15 из Дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных.
Каждый изъ святыхъ государей былъ поставленъ Промысломъ Божіимъ передъ судьбоноснымъ выборомъ. Каждый – передъ своимъ. Христіанство или идолослуженіе. Благочестіе или нечестіе. Вѣрность христіанскому долгу цѣной собственной жизни или временная жизнь цѣной вѣроломства и измѣны.
Власть, богатство, слава или же – монашеское послушаніе, кротость, безчестіе и безвѣстность. Удивительно то, что выборъ, сдѣланный каждымъ изъ нихъ, повліялъ на судьбу всей Русской земли, сформировалъ историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называемъ Святою Русью. Ихъ личный подвигъ создалъ образъ благовѣрнаго государя, «добраго Царя-батюшки», притягательный и приснопамятный для русской души. Этотъ образъ настолько устойчивъ, что задаетъ критеріи оцѣнки дѣятельности всѣхъ послѣдующихъ правителей Руси.
***
Каждый изъ святыхъ Государей офиціально прославленъ Церковью (Отечественной и Зарубежной) въ разные времена исторіи, темъ или инымъ ея Соборомъ. Обращаетъ на себя вниманіе тотъ фактъ, что прославлены не просто отдельные личности, но цѣлые семьи русскихъ князей. Причемъ члены одной семьи угодили Богу на разныхъ поприщахъ служенія. Это свидетельствует о глубоко укоренившемся на Руси семейномъ благочестіи, или «бытовой» святости православной русской семьи. Образец святости, стремление к нему, желание организовать свою жизнь в соответствии с ним, были присущи сознанию русских людей. От князя до простолюдина. И княжеская семья здесь на особом счету. Ведь князь, царь - всегда на виду. Святость спасает вокруг себя тысячи. И если царская семья благочестива, если его семейный быт образцовый, то это не может не оказывать влияния на других. Поэтому и сформировалось в сознании людей представление о своей Родине, как о Святой Руси. Появилось оно не в типографии, не в каком-нибудь средневековом отделе информации, а вышло из души народа.
Благочестие, святость - это и есть те скрепы, которые постепенно сплачивали Русскую Землю, русских людей вопреки всем внешним и внутренним противодействиям. Благочестие и святость - это и есть код нашей идентификации. Благодаря этому и крепла всегда Русь, несмотря на все, что с ней происходило.
Сейчас много говорится и поется о Святой Руси, о новом собирании Руси. Слава Богу, что мы сохранили понятие и стремление к этому. Но необходимо также и понимать, что без стремления к святости, без нравственной ответственности, без четкого представления о своем долге и своих обязанностях перед Отечеством, обществом, своей семьей и лично перед Богом за свою собственную душу - никакой Святой Руси не будет. При растущих в обществе тенденциях эгоизма, наживы и неслыханного разврата о каком собирании Руси может идти речь? Ради чего собирать: ради греха?! Но тогда это не Святая Русь, а Вавилон, который рано или поздно рухнет и погребет всех под своими обломками.
Собирая нынѣ раздробленную Русь необходимо с самого начала выстраивать правильную нравственную парадигму, чтобы все понимали над чем мы работаем, и что от каждого требуется на его месте. В противном случае бренд «Святая Русь» превратится в погремушку, фольклор и фетиш.
Русские князья, святые и не прославленные, стремясь преодолеть раздробленность, заключали выгодные экономические союзы, объединяли границы, организовывали совместную оборону против общей угрозы. Но в то же время они осознавали, что главный фундамент, на котором зиждется Русская Земля, это вера и благочестие.
Духовно-нравственное совершенствование является идеалом Святой Руси. Это тот остов, костяк нашего Отечества, который отличал всегда нашу особую цивилизацию от либеральной Европы. Русь должна возродиться как столп веры и благочестия, как сила, удерживающая мир от нравственно-духовной деградации.
Православная цивилизация - это и есть тот самый Удерживающий, который отодвигает мир от погибели.
***
Когда подумаешь об этих почти 150-ти святых русских правителях, то осознаешь: какая же это мощь! Они все до сих пор присутствуют в нашей истории, потому что молятся Богу за всю Русскую Землю. Поистине - это великая сила.
Факт наличия токового большого количества святых, угодивших Богу не где-нибудь в пустыне и лесу, но на самой скользкой и опасной стезе, таящей множество препятствий и соблазнов для христианской нравственности, говорит о глубокой религиозности русской души, о распространении христианства не только на широте географических просторов, но и в глубине человеческих сердец, от простолюдина до князя и Царя. Это явление можно назвать одним из феноменов русской святости. Ни в одном другом народе не было явлено такого числа благочестивых правителей. Во всей Европе вместе с Англией взятой, к лику святых причислено всего два десятка королей, графов, герцогов и их близких родственников. Причем 9 из них прославлено еще до 1054 года, и потому являются святыми не столько католическими или англиканскими, но Соборной Православной Церкви.
Из всех 20 прославленных католической церковью венценосных особ 10 являются английскими правителями, 2 - испанскими, 1-венгерским, 1 - шотладским и 5 - фрацузскими, причем 2 из них, святая Эмма и святой Феликс, являются дочерью и правнуком дочери благоверного великого киевского князя Ярослава Мудрого - Анны, королевы Франции.
Примечательно, что оба отпрыска русской крови прославились в аскетических подвигах и по сути являются единственными преподобными среди святых западных королей. Святая Эмма не смогла прижиться на дикомъ Западѣ. Достигнувъ совершеннолѣтія, она бежала из Франции на родину матери, в Киев, но заблудилась, и упала безъ чувствъ, будучи обезсиленной и больной, где-то под Мюнхеном. Ее подобрала одна крестьянская семья, вылечила, выходила. Но Эмма не осталась съ ними. Она предпочла быть скиталицей и изгнанницей в чужой землѣ. Местом ее подвигов стало дупло старой липы. Она учила детей вере, исцеляла больных. Память ее широко празднуется до сих пор местным населениемъ.
Примѣръ святой Эммы сквозь вѣка передаетъ завѣтъ ея соотечественникамъ держаться подальше от «просвещенной», либертеріанской Европы.
Святой Феликс отказался от богатств и титулов и постригся в монашество. К сожалению оба они жили в XII веке, то есть после отпадения Рима, и не внесены в святцы Православной Церкови.
***
Особо необходимо сказать объ иноческомъ подвигѣ русскихъ государей. Онъ нѣсколько выбивается изъ общаго представленія о княжеской святости.
Желаніе князя уйти изъ міра всегда говорило о многомъ душѣ русскаго человѣка, всегда было особымъ признакомъ благочестія государя, его искренней любви къ Богу. Принимая иноческій постригъ, государь добровольно отказывался отъ политическаго и соціальнаго служенія во имя совершенствованія своей души въ Богѣ, очищенія страстей и прощенія грѣховъ. Однако, это нисколько не умаляло значенія его въ глазахъ подданныхъ. Даже наоборотъ. Въ лицѣ Государя-инока народъ и Отечество пріобрѣтали молитвенника и предстателя передъ престоломъ Всевышняго.
Первымъ княземъ, отвергнувшимъ порфиру, сталъ преподобный Никола Святоша Черниговскій. Его примѣру послѣдовали многіе представители княжескаго сословія, просіявшіе строгостью подвижнической жизни. Среди государей-иноковъ 26 причислены къ лику святыхъ.
Иноческій постригъ Государя пріобрѣлъ особое значеніе въ эпоху Московскихъ князей и Царей досмутного періода. Практически всѣ они принимали постриженіе въ монашество въ старости или на смертномъ одрѣ, но въ любомъ случаѣ – шагъ этотъ былъ обдуманнымъ, осознаннымъ и запланированнымъ.
Русскіе Государи становились не только хранителями Православія на Руси, но и во всей вселенной. Особенно осознаніе этого факта усилилось послѣ того, какъ преподобная Ангелина Сербская, мать послѣдняго деспота Сербскаго, передала Русскимъ Князьямъ право на ктиторство Русской Обители на Аѳонѣ, а вмѣстѣ съ ней и всей Аѳонской Горы. Это было постепенное вступленіе въ обязанности Удерживающаго. Москва стала осознаваться Новымъ Римомъ, новымъ Іерусалимомъ, а вся Земля Русская – Удѣломъ Пресвятой Богородицы.
***
Созданіе княжескихъ Святцевъ впервые было предпринято въ серединѣ XVI вѣка. Въ это время завершился процессъ собиранія Руси. Для того, чтобы скрѣпить этотъ союзъ, необходимо было духовно сплотить населеніе нѣкогда раздробленныхъ княжествъ. Одной изъ задачъ на пути достиженія этой цѣли являлось созданіе канона русской святости. Для этого Митрополитомъ Московскимъ и всея Руси святителемъ Макаріемъ и Царемъ Іоанномъ Васильевичемъ были спеціально созваны такъ называемые канонизаціонные Соборы.
Месточтимые иконы и святые принимались теперь въ общерусскіе святцы для всеобщаго почитанія. Именно тогда были прославлены благовѣрные князья Александръ Невскій, Всеволодъ Псковскій, Михаилъ и Александръ Тверскіе, Петръ и Февронія Муромскіе и другіе. Въ 1557 году, вскорѣ послѣ Соборовъ, Царь Іоаннъ Васильевичъ послалъ Константинопольскому Патріарху Помянникъ святыхъ Русскихъ Князей.
Первый Синодикъ въ Бозѣ почившихъ Русскихъ Князей былъ составленъ въ XVII вѣкѣ при Московскомъ Успенскомъ Соборѣ для употребленія при возглашеніи вѣчной памяти въ Недѣлю торжества православія, однако онъ не отдѣлялъ святыхъ князей отъ не прославленныхъ, поминая всѣхъ равно «за упокой», за исключеніемъ святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глѣба.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://pravoclavie.info/
|