Искусство даже в своих самых простых, примитивных формах не перестаёт быть искусством.
Советоидные «народолюбцы» от литературоведения длительное время противопоставляли русский народный фольклор прежнему элитарному, «дворянско-помещичьему» искусству, отдавая предпочтение первому.
Между тем, фольклор ни в коем случае нельзя рассматривать как вотчину пролетарского хамства. Придавленность «официальной» литературы в годы СССР способствовала «миграции» антисоветских настроений из «верхов» искусства в его самые что ни на есть «низы», где даже элементарное для любой развитой культуры понятие «авторства» напрочь отсутствовало.
Несмотря, однако, на это естественное опрощение русской литературы в «Подъярёмье» (в Русском Зарубежье проблема тотального контроля не стояла, поэтому там русским «политизированным» писателям, таким как И. Бунин или П. Краснов, удалось даже стяжать международное признание и успех), она сохранила главный признак истинного творчества – свободу самовыражения.
Сочинить антисталинскую частушку в СССР, под неусыпным оком НКВД, было куда более сильным актом творческого порыва, чем неторопливое и безопасное сочинительство в эмиграции.
Феномен «несистемного» фольклора привлекал людей за железным занавесом. Так, например, в 1942 г. немецкие литераторы Курт Люк и Петр Велик «по горячим следам» выпустили сборник антисоветских частушек, песен, поговорок и анекдотов.
Во введении составители заявили о том, что всё русское народное творчество дышит ненавистью к Сталину, евреям, коммунистам, колхозам и советскому законодательству. В конце 1940-х гг. русскими эмигрантами в Буэнос-Айресе (Аргентина) был издан сборник «Антисоветские анекдоты. Борьба народной пропаганды с большевистской».
Бойцы русских добровольческих частей, союзных Великогерманскому Рейху, боролись за Свободную Россию с помощью штыка и гранаты. Но это не мешало им в перерывах между боями браться за ручку или карандаш и в стихотворной форме фиксировать свои мысли на бумаге.
Ниже публикуется статья из «Информационного листка добровольческих частей» за 1944 г., представляющая уникальный опыт литературного анализа внутри Русского Освободительного Движения времён советско-германской войны. Истинно-Православные Христиане, в силу гонений на Катакомбную Церковь особенно крепко связанные с «низовым», народным сопротивлением большевизму, также не чужды подобным формам творчества (и это при том, что в среде ИПХ немало «серьёзных» и при этом вполне самобытных поэтов).
НОВАЯ БЫЛИНА
Произведение добровольца унтер-офицера Даньшина
Героические времена остаются в сознании народном былинами и сказаниями – самой древней и самой естественной формой литературного творчества нации. Как правило, лучшие произведения народа связаны с боевыми делами, с жертвенностью воинов, сражавшихся за благо своего народа. Первой такой былиной, первым памятником нашего творчества является непревзойденное поныне «Слово о полку Игореве».
Сегодня, в клубке противоречий и вихревых ломках миросозерцаний, в огне невиданной по размерам своим, войны, находятся, все же, простые русские люди, отчетливо видящие будущее сквозь туман недоговоренностией, сомнений и колебаний, одаренные талантом стихотворцев, воспринявших поистине народный русский стиль былин и сказаний.
Легкий, живой язык приводимых ниже отрывков из произведения унтер-офицера Даньшина является, пожалуй, гораздо большим ударом по Сталину, чем тысячи листовок, плакатов и радио речей.
«Допрос бьет в нос», таково название этого полушуточного, полусерьезного произведения, которое за недостатком места не может быть опубликованным полностью. Простая и бесхитростная, но упрямая логика русского человека видна в первых же строках его.
Прошло то время, когда мы боялись,
И за славного «папашу» сражались,
Уничтожали сами деревни пожаром,
Чтоб немцам не доставались даром.
А теперь раскусили в чем суть,
Куда лежит наш верный путь –
К Русской всенародной Воле,
А не к большевистской юдоли.
Мы очень довольны и рады,
Что вздохнули от сталинской ограды.
Довольно мучить нас, гады!
Вот почему записались в добровольческие отряды.
Доказать, что не такие немцы дураки,
Чтоб мы сучили на них кулаки.
А наоборот – скоро с ними сдружились
И не плохо вместе против партизан бились.
Сколько гнезд их было уничтожено –
Пересчитать даже невозможно.
Главарей их ловили,
Но никак не били,
А заставляли их понять и вразумить
И научили мозгами шевелить.
Здесь в нескольких строках дан не только принцип борьбы с партизанами, который мы всячески старались проводить в боях прошлых лет, но и тактика грядущих боев: «Никак не бить, но заставлять понять и научить мозгами шевелить», конечно, тех, кого еще можно научить чему-либо.
Говоря о том, что Сталин называет нас «изменниками», автор иронизирует:
Да, сапожник из Гори, ты прав,
За твой иудейский нрав,
Мы не намерены воевать
И кровь свою проливать.
Хватит! Вы долго у нас ее пили
И богатства себе накопили.
Мы не трусы, как окрестили вы нас,
Посмотрите-ка лучше сейчас
В Нормандию, где сражаются русские бойцы
Добровольцы, солдаты, герои и молодцы,
Когда один бьет семерых
А десять – пятидесятерых.
Это – герои в полном смысле слова
Бьют англо-американцев – будьте здоровы!
Эти люди пережили и осознали,
Когда еще в СССР проживали.
Последние строки очень характерны. Действительно: ходом событий на фронты западной Европы попали почти исключительно люди, давно уже ненавидящие большевизм. Они прошли суровый отбор на Востоке и в пути; отметено все случайное и лишнее. Наши батальоны теперь – надежнейшая и верная антибольшевистская сила.
Это очень тонко подметил Даньшин.
Великолепно следующее за этим описание русской контратаки на фронте в Нормандии, когда
Прогремело «ура». И все поднялись
И славно в штыки добровольцы дрались.
Тут ударил Максим-пулемет –
Славно песенки поет.
Дальше описываются похождения русского, попавшего в плен к англо-американцам и выданного Сталину. Начинается «допрос».
Когда добровольца спросили о месте рождения, он отвечает:
Родился в России, залитой кровью,
Рабочей, крестьянской и другой
Питался хлебом черствым с солью
Но никак не маслом и колбасой.
Видно, что автор пишет от всего сердца, что ненависть к большевизму, а не личная карьера привели его в наши ряды. Ненависть к большевизму и любовь к далекой России водят сейчас его рукой.
Пожелаем талантливому поэту-борцу плодотворной работы и будущем. Мы не знаем – кто он, старик, или молодой. Но дело, за которое он взялся – молодо.
А молодость побеждает.
«Информационный листок добровольческих частей», № 176 (222), 2 августа 1944 г. С. 2 – 3.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.mn-soc.com/