Основной постулат духовной гастроэнтерологии гласит: «Человек есть то, что он ест» (Парацельс). Ницшевский Заратустра развивает и дополняет сей постулат: «…они плохо ели, и потому они получили этот испорченный желудок, – ибо испорченный желудок есть их дух: он советует смерть! Ибо, поистине, братья мои, дух есть желудок»…
Сам создатель «Заратустры», «в самом конце своей творческой жизни… составляет настоящий диетический трактат о правильном питании, прямо заявляя о том, что от выбора строго определённых продуктов зависит созидательный потенциал творца» (А.Ливри).
«Приведение в действие желудка как целого есть первое условие хорошего пищеварения. Величину своего желудка надо знать» (Ecce Homo)… Надобно «знать» о том, мы убеждены, прежде всего Христианам. Ибо «христианин-с-испорченным-желудком» есть плохой христианин…
Общераспространён взгляд на Христианство как на «философию голода» (безконечные посты, многочисленные пищевые ограничения и запреты etc.); нельзя сказать, что оный взгляд вовсе уж «ложен», но его эвристические возможности уже исчерпаны, да и были изначально не весьма велики…
Между тем, взгляд на Христианство как на «философию сытости» гораздо менее «популярен», хотя он-то располагается куда как ближе «к сути дела»… Чем преимущественно занимается Христос в Евангелиях в «гастрономическом плане»: Он насыщает Своих последователей… Чудесное умножение рыбы, чудесное умножение хлебов (Мф. 14, 15-21; Мк. 6, 35-44)
… Покидая учеников, Он завещает им отнюдь не «поститесь», а «ешьте и пейте» (1Кор. 11:23-26)! Исключительно показательным в нашем контексте является учение о Евхаристии, содержащееся в Беседе Господа Исуса Христа о Хлебе жизни (Ин 6). Христос, говоря о Своем Теле и Своей Крови, которые будут даны Им в пищу Верным, подразумевает абсолютно реальные и подлинные Свои Тело и Кровь. Глагол τρώγω, выражающий в этом тексте вкушение Тела и Крови, буквально означает «жевать» и даже «глодать» и не допускает никакого спиритуалистического перетолкования. Поистине, Христос предстаёт «физиологом» почище Ницше с Заратустрой!
Да, был 40-дневный Пост Спасителя в пустыне, но надобно заметить, что из 33-х лет земной жизни Его се был единственный случай (а не каждогодных 33 «великих поста»).
А в прочее время – Спас и Апостолы его «хорошо ели», их «желудок был неиспорчен» (даже демонстративно позволяли себе игнорить оффициальные посты (см. напр. Мк. 2:18-20) – на вящий соблазн фарисеям, ветхо- и новозаветным).
Разумеется, основная пища Христиан – се Причастие (и все чудеса Христовы «с насыщением» прообразовали Евхаристию – рыба (др.-греч. Ίχθύς) — се древний акроним Имени Исуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Исус Христос Божий Сын Спаситель); чудесно умножившиеся хлебы предизображают Евхаристический Хлеб, «всегда ядомый и никогдаже иждиваемый»)). Но Причастие, хоть и есть «пища особого рода», «таинственное брашно», не «оторвано» от обыденной «пищевой цепи», но, так сказать, есть ея «увенчание».
Евхаристия не есть некое умозрительное «духовное причастие», но как тело с душою имеют неразрывную связь, так и Таинство Евхаристии не только «духовно», но и «телесно»: веществом Таинства служат вполне конкретные хлеб и вино…
Вещи «естественные» служат образом вещей сверхъестественных, а вещи сверхъестественные являются «под образом» вещей естественных. Характерный святоотеческий пассаж: «Как хлеб чрез ядение, а вино и вода чрез питие естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущаго и пиющаго, и делаются не другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода, через призывание и наитие Св. Духа, сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь, и суть не два, но единое и то же самое» (Прп. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение православной веры. IV. 13). Полезно перечитать под указанным углом зрения «Последование ко Святому Причащению» и «Благодарственные молитвы…» по Оному, их нарочитый «физиологизм» не может не быть замечен: «Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве»; «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря: Огонь бо есть, недостойныя попаляяй. Божественное Тело и обожает мя и питает: Обожает дух, ум же питает странно»; «Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляяй недостойныя, да не опалиши мене, Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе.
Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго. Очисти, и омый, и украси мя, удобри, вразуми, и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа, и не ктому селение греха. Да яко Твоего дому, входом причащения, яко огня мене бежит всяк злодей, всяка страсть» etc.
Ergo: Христиане, истинные Христиане, прежде всего, должны «хорошо питаться», должны «знать величину своего желудка». Должны быть сытыми… Послушаем голос из I века: Сщмч. Игнатий Богоносец убеждал христиан чаще собираться для Евхаристии, ибо чрез неё «низлагаются силы сатаны».
А в качестве голоса из ХХI века не будем слушать нео-фарисеев из МП, прислушаемся лучше к песне теологов-любителей из группы «Рабфак»: «и Враг лишь тогда зассыт – когда ты реально сыт»! Истинно так. Аминь.
прот. Р. Б.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.mn-soc.com/2017/05/23/