22 марта 2016 года в аудитории № 1 нефрокорпуса Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова состоялось сто тринадцатое заседание Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Тема встречи - «Трансплантология».
Особого внимания и размышления о жизни земной и жизни Вечной вызвал у собравшихся доклад председателя ОПВ Санкт-Петербурга, профессора, д.м.н., прот. Сергия Филимонова «Православный взгляд на трансплантологию».
Отношение Русской Православной Церкви к пересадке органов и тканей обсуждалось на Юбилейном соборе Русской Православной Церкви еще в 2000 году. Основные положения данной темы находятся в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в 12-ой главе, посвященной биомедицинской этике.
Вся глава посвящена вопросам пересадки органов и тканей. К сожалению многие врачи считают, что Православная Церковь отрицательно настроена против трансплантологии. Однако, это не так. В материалах Собора отражено, при каких условиях она считается приемлемой.
Природа человека достаточно сложна. Еще в далекие от нас времена, наблюдая и изучая человеческую природу, богословы разделись на два лагеря. Одни признают в человеке две различных природы: душу и тело (дихотомия). Другие признают в человеке три различных субстанции: дух, душу и тело (трихотомия).
В понятии дихотомии:
1. Тело сотворено Богом из «праха земного» (Быт. 2:7);
2. Душа - жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению.
В трихотомии:
1. Тело - аппарат души для общения с внешним миром;
2. Душа - низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент;
3. Дух - высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию.
Потребности тела: самосохранение, продолжение рода.
Жизнь души: удовлетворение потребностей ума, чувства и воли:
душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
Проявления духа: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.
При нарушении цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения:
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.
Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным.
Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей.
Раскол христианской церкви отражает и различное понимание понятия смерти. Православное отношение определяется будущей встречей со Христом, к Которому человек должен стремиться всю земную жизнь. Поэтому отношение к телу покойного – благоговейное, в отличие от западных методик погребения (кремация, замораживание и прочее).
С православной позиции отождествлять смерть мозга со смертью человека весьма спорно.
По учению святых Отцов различают две смерти:
ПЕРВАЯ СМЕРТЬ - смерть биологическая
ВТОРАЯ СМЕРТЬ - смерть души
В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины.
Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью.
Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества.
Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека.
В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора.
Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти.
Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.
На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44,52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека.
Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации.
В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.
Донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправдана такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода. Об этом условии особенно важно помнить при решении вопросов, связанных с пересадкой тканей и органов животного происхождения.
Пришло время, когда наше общество православных врачей совместно с врачами-трансплантологами и церковными специалистами должны составить декларацию, содержащую определенные положения, на которые православный человек и врачи смогут опираться по вопросам добровольного донорства и пересадки органов. Такой документ можно составить, опираясь на существующую законодательную базу. При этом следует разрешить людям завещать свои органы осознанно, в виде информированного согласия.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://pravoclavie.info/