«Этнографы КИПС вплотную столкнулись с проблемой русификации в попытках разобраться в «мещеряцко-мишарском вопросе». Мещеряки и мишари в Башкирии происходили от мещеры, подгруппы мордовского населения, испытавшей на себе волжско-татарское влияние. Башкирские мещеряки при царском режиме подверглись лингвистической и культурной русификации, приняли русский язык и православие и называли себя русскими.
Мишари говорили на татарском языке и были мусульманами-суннитами. Вопрос стоял так: следует ли объединить обе группы, чтобы мещеряки могли «вернуть» свою утраченную идентичность? Или русскоязычные мещеряки – отдельная народность?
После долгих споров этнографы решили, что мещеряки – подгруппа мишарской народности, лишенная своей истинной идентичности посредством русификации. Во время переписи индивиды могли регистрироваться как мещеряки, но при сведении данных следовало причислять мещеряков к мишарям». (Хирш Ф. «Империя наций: Этнографическое знание и формирование Советского Союза»)
О передаче Белоруссии территорий РСФСР в 1924 году
«Енукидзе сказал, что будет «говорить совершенно откровенно… ввиду того, что в настоящем заседании присутствуют одни коммунисты». Он признал, что большинство жителей Смоленской, Витебской и Гомельской губерний считают себя «русскими» и что «если… плебисцит провести посторонним лицам, то большинство, в силу консолидации, выскажется за оставление в пределах РСФСР». Но основная масса этих людей, настаивал Енукидзе, фактически белорусы, которые «в силу многих исторических условий» (например, наследия русификации) приобщились «к русской культуре… и постепенно она вытеснила белорусский язык, быт». «В данном случае, – говорил он, – мы руководствуемся политическими соображениями», которые требуют включения губерний со значительным белорусским населением в укрупненную Белорусскую республику». (Хирш Ф. «Империя наций: Этнографическое знание и формирование Советского Союза»)
То есть создание белорусской государственности волюнтаристским шагом. Хорошо, что хоть Смоленск не отдали, а то ведь были и такие планы.
Франсин Хирш в своем труде акцентирует внимание на искусственности Белорусской ССР
«Администраторы и эксперты, помогавшие с межеванием первоначальных границ Белорусской Социалистической Советской Республики (БССР) в 1919 году, сообщали, что невозможно отличить белорусские деревни от русских, поскольку те и другие перемешаны лингвистически и этнически. В 1921‐м, через два года после окончательного включения Белорусской ССР в советскую орбиту, некоторые члены партии опасались, что партия «искусственно взращивает» белорусскую народность, саму по себе не существующую».
«Тот факт, что многие жители Белорусской республики считали себя русскими, не смущал советских лидеров. Такие этнографы, как Евфимий Карский (член КИПС), доказывали, что большинство жителей Белорусской республики белорусы, даже если пока лишены национального самосознания». (Хирш Ф. «Империя наций: Этнографическое знание и формирование Советского Союза»)
Ярослав Белоусов
Помощь сайту: Отправить 199 рублей

Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — yaroslav_belousov