Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Пятница, 20.06.2025, 22:54

10:40
Обустройство российских евреев
фото
Путь к «Эрфурту»

Князь Александр Николаевич Голицын (1773—1844) — государственный деятель, личный друг императора Александра I. На фоне когорты фельдмаршалов-Голицыных, бравых генералов, героев 1812 года… мирный, добродушный (черта характера, отмеченная даже в сухой энциклопедии Брокгауза-Ефрона, и далее будет объяснено, по какой причине) князь Александр Николаевич — все же займет свое выдающееся место в истории России.

Без упоминания имени князя не подойти к важнейшим темам: самый рискованный момент в жизни императора Александра («Эрфуртский саммит» 1808 г.), первая Библия на русском языке и Библейское общество, обустройство российских евреев… Попробуем затронуть всё. Саша Голицын рано остался без отца, вдова-мать однако имела в Петербурге хорошую приятельницу Марью Савишну Перекусихину — камер-фрау, также хорошую приятельницу императрицы Екатерины. Живой, умный мальчик понравился Императрице, был зачислен в пажи. Но главным событием стала дружба на всю жизнь с будущим императором Александром. Павел Первый в недолгое свое царствование успел и оценить юного князя, и прогневаться. Князь Александр Николаевич Голицын был уволен от службы и даже изгнан из Петербурга. Император Александр вернул его и назначил обер-прокурором Святейшего Синода — административное руководство православной церковью.

Служба князя была признана успешной, и как результат в 1810 году — в дополнение к обер-прокуророству в Синоде — назначен главноуправляющим иностранных исповеданий. С 1816 года он — еще и министр народного просвещения. В 1817 году эти ведомства были объединены в Министерство духовных дел и народного просвещения под его же руководством.

Император Николай сохранил доверие, благорасположение. Князю Александру Голицыну, уезжая из Петербурга, он с императрицей оставлял на попечение детей, они звали его «дяденька». Благородный ходатай за многих нуждавшихся литераторов Жуковский именно через Голицына адресовал свои просьбы Николаю: «Я понимаю, всем при дворе надоел. Только князя Голицына не боюсь просить». — Это свидетельство чуть по-иному высвечивает связь Александра Голицына и «пушкинского круга» — ведь в советские времена принята была только одна версия: «Пушкин разоблачал князя Голицына как мистика и обскуранта!».

Близко Пушкин соприкоснулся с князем, как с членом «следственной комиссии» по известному делу о «Гаврилиаде» в 1828 году. Поэт был дважды допрошен. На первом допросе он категорически отрицал свое авторство. Царь остался неудовлетворенным и приказал вновь вызвать Пушкина. На втором допросе вместо ответов на поставленные пункты поэт попросил разрешение у комиссии конфиденциально написать Николаю I. Запечатанное письмо было передано самодержавному адресату. Его содержание неизвестно, но Голицын был убежден (об этом он говорил Ю.Н. Бартеневу 30 декабря 1837 года), что Пушкин признался в своем авторстве. В пушкинских Tаble-tаlk приведены два исторических анекдота о Петре I с пометкой: «Услышано от князя Голицына».

Именно друг царя с детских лет, князь Голицын сопровождал его на знаменитом «Эрфуртском саммите» (сентябрь—октябрь 1808 года). То был тяжелый, полный риска момент для царя Александра. Наполеон — фактически глава Европы. И не исключалось, что в Эрфурте Александр I может быть просто арестован. Недавно встреча с Наполеоном для королей Испании Бурбонов закончилось именно этим. А еще ранее принц Энгиенский из королевского дома Бурбонов, уже французских, в чужой стране кавалерийским набегом был схвачен, привезен в Париж и расстрелян…

Многие умоляли царя не ехать, но тогдашнее после-Тильзитское положение требовало. Правда, в Тильзите переговоры шли на нейтральной территории (тот самый плот посреди реки, разделявшей армии). Но Эрфурт… даже в покорной Германии был уникальным городом. В покоренной Европе Наполеон сделал его местом собраний «своих монархов», смотров их войск. В 1812 году они, евро-войска и покорные «монархи», так сказать, «полевые командиры» при Наполеоне, двинулись на Россию — именно из Эрфурта. Арман де Коленкур бывший послом Франции в России, один из наиболее доверенных людей Наполеона (в 1812 году, бросив войска, Наполеон в одной карете с ним умчался в Париж), честно доложил ему о подозрениях всей Европы:

— Опасаются, как бы император не разыграл плохой фокус (как с арестом Бурбонов) — с государями в Эрфурте.

— Ба! Вы думаете? — Все, что ответил император…

Для монархов был значим и риск публичного унижения. И король Пруссии на «саммите» в Эрфурте получил этого — сполна. Разрабатывая, так сказать, «культурно-развлекательную программу», Наполеон придумал на месте Йена-Ауэрштедской битвы, где он недавно разбил прусскую армию, устроить… охоту на зайцев! И сверх того, живописные воспоминания Наполеона, тоже в кругу евромонархов, о деликатном моменте, когда прусский король отправил к нему выпрашивать мир свою королеву красавицу Луизу: «Задержись я с ней подольше, может, пришлось бы мне что-нибудь прибавить поверженной Пруссии».

И пережить тот тяжелый месяц (17 сентября—14 октября 1808 г.), фактически в руках у врага без урона для чести России и политических потерь, царю Александру помог в том числе — друг его детства. Разумеется, кроме «моральной поддержки» у князя было в Эрфурте много и официальной работы. Он тогда статс-секретарь, камергер. Воспоминания князя Голицына опубликованы пока лишь в Германии, но благодаря Галине Герасимовой (завотдела Музея-панорамы «Бородинская битва») они переведены, вошли в собрание «Голицынских чтений».

Наполеон, как режиссер Эрфуртского гранд-представлении чувствовал себя обязанным поражать всех и на каждом шагу. Участник обеда в самом узком кругу, князь Голицын вспоминает, как Наполеон удивил познаниями в германской истории и мгновенно перевел, с учетом того, что напротив сидел князь Голицын, глава Синода, разговор на уничтожение российского патриаршества, хваля за это Петра Первого: — Бессильны были все бури, чтоб подчинить духовенство во Франции правительственной власти.

Интересный эффект: в тех воспоминаниях Голицына (возможно, и помимо воли автора) — над чередой прекрасно воспроизведенных протокольных фактов — словно веет некий сквознячок абсурда. Тончайший знаток этикета, камергер русского императорского двора, он чувствует некую зыбкость, неустойчивость при дворе наполеоновском: «Этикет (французский) — нечто среднее между недавней простотою (революционной) и сменившею ее пышностью, не вошедшей еще в настоящие формы». — Хорош был и «Театральный роман» Эрфурта. Наполеон, как главный козырь «культурной программы», привез знаменитую «Комеди Франсэз», в лучшем ее составе:

Шарлотта Тальма,

Дюшенуа,

Лафон,

Сен-При,

и премьер труппы, знаменитый Франсуа-Жозеф Тальма.

Каждый вечер «саммита» заканчивался спектаклем. Самоуверенно вникая во все, Наполеон подбирал и репертуар. Решив почему-то, что «Мольера не поймут в Германии», он остановился на Вольтере, Корнеле и Расине, упустив, однако, что вольтеровская «Смерть Цезаря» — пьеса революционная, антимонархическая. Дополнительный штрих Эрфуртскому абсурду приносило — сходство Франсуа Тальма с Наполеоном, особенно в профиль («Они были похожи на двух братьев...»). И полный партер — европейских королей и принцев. Тальма вспоминал: «Никогда еще... не приходилось видеть такого необычайного представления… актеры чувствовали себя неловко… жесты были неестественны». — Жена его, Шарлота Тальма, не игравшая в «Смерти Цезаря» и сидевшая в «монархическом» партере, «…разделявшая наши волнения и страх», — в середине пьесы упала в обморок... Известны наполеоновы оправдания за крах похода на Россию: «От великого до смешного — один шаг»… И князь Голицын в своих Записках отчасти рисует, как Наполеон сделал четверть того шага еще в Эрфурте. Эта его мания всех поражать, постоянно изображая некое божественное всезнание и проникновение, витание во всех сферах. На том представлении «Смерти Цезаря», 6 октября, гофмаршалы Наполеона Ланн и Дюрок — «рассаживали публику», и маршал Ланн предлагал князю Голицыну место посереди германских владетельных принцев. А ведь в Германии князь, принц — означает владетельный, то есть: суверен, владеющий своим, пусть небольшим государством. Александр Николаевич попытался объяснить, что его титул «князь» хоть и переводится как: prince «принц» (на французском, английском), и по-немецки князь — Fürst (тоже «принц»), он, князь Голицын, все же он не…

— Да разве вы не такой же князь?! — как палашом отрубил Ланн.

И в тот вечер Ланн — самый лихой вояка из всех наполеоновских маршалов (известны его слова: «Если гусар жив до тридцати лет, то это — дрянь, а не гусар!» — и сам он погибнет через год, в битве при Асперне, ненамного пережив столь ярко обозначенный срок) — вдруг испытал необычайную человеческую симпатию к Голицыну, и даже немного жаловался ему на жизнь!

Зарождение человеческой симпатии — великая тайна. Нечто угаданное, прочувствованное в собеседнике вдруг делает ненужными формальности, механическое общение. И вдруг храбреца и рубаку наполеоновской армии — маршала Ланна заинтересовал не какой-нибудь «коллега», визави в армии соперника, не дипломат, а министр народного просвещения(!) князь Голицын с «добродушием», попавшим даже и в энциклопедию.

А еще тогда же, в Эрфурте, произошло одно значимое в мировой истории — «обращение». Подобно тому, как Ланн был самым лихим из французских маршалов, Талейран был — самым умным из французских министров. Может, и он тоже жаловался царю и князю Голицыну на жизнь — этого история и записки князя не сохранили. НО… не сохранили, наверное, еще и потому, что именно в эти эрфуртские дни Талейран, министр иностранных дел Франции, вдруг становится агентом России (до поры — тайным). Это ни в коем случае не вербовка в привычном смысле — Талейран просто перестал верить в «сказку, которую нам рассказывает Наполеон», почувствовал некую абсурдность и ненадежность положения Франции — правительницы мира. И начал тайно сотрудничать с Россией...

И в завершение. То Ланновское пренебрежение этикетом подарило князю Голицыну еще одну интересную встречу. На соседнем месте, в том «монархическом партере» оказался один германский владетельный принц. После того, как наш князь представился — тот неожиданно поинтересовался: «А случайно, не родственник ли вы Николаю Сергеевичу Голицыну»? — «Сын». — Оказалось — это был внук Бирона. Того самого. Еще при Анне Леопольдовне, после минихова переворота свергнутый Бирон, его сын и внук были сосланы в Ярославль.

И тамошний губернатор князь Николай Сергеевич Голицын, до этого сам весьма претерпевший от Бирона и «бироновщины»… весьма человечно и великодушно с ними обращался. Это запомнилось всем Биронам, и вот внук «великого и ужасного» временщика радостно поприветствовал сына великодушного князя Николая Сергеевича.

А вот как он, внук курляндского конюха и фаворита Анны Иоанновны — все же конвертировал толику русского могущества и влияния (и беспечности!) — в получении себе германского княжества, это уже вопрос отдельный.

Самый значительный след в истории российского еврейства было суждено оставить князю Александру Николаевичу Голицыну, обер-прокурору Священного Синода. С 1810 года он становится (при сохранении должности обер-прокурора) — главноуправляющим делами иностранных исповеданий, в том числе иудейского.

История 20 века дала нам такое неформальное, но емкое понятие: «расстрельная должность». Так вот, в смысле уникальной исторической ответственности, и неизбежного в будущем придирчивого до болезненности расследования каждого шага — людьми совершенно противоположных позиций, это была — абсолютно «расстрельная должность»! У автора были большие сомнения, публиковать ли эту главу: ведь «Голицыниана Камертона» и без того охватывает широкую полосу русской истории. И если бы мне понадобилось дотянуть до какого-нибудь заданного объема, то Голицыны — столь неисчерпаемая тема… одними только биографиями героев русско-турецких войн и 1812 года можно заполнить несколько томов. А с этой темой… Как писал Алексей Константинович Толстой в шутливой «Истории Государства Российского от Гостомысла до Тимашева»:

Ходить бывает склизко

По камешкам иным,

Итак, о том, что близко,

Мы лучше умолчим.

На решение обратиться все же к этой теме повлияли два фактора... Две подборки исторических фактов столь выразительных, недоступных никакому ложному истолкованию, что появляется уверенность: люди с самыми противоположными критериями оценки признают, что на этой «расстрельной должности» князь Александр Николаевич почти идеально сочетал следование интересам России и идеалам подлинного гуманизма. В основном мне надо поблагодарить кандидата исторических наук, главного специалиста РГАДА Дмитрия Захаровича Фельдмана.

Его работы из серии «Князь А.Н. Голицын и судьбы еврейского народа в первой четверти XIX века» — это, позволю такое сравнение: прекрасный мост твердых исторических фактов, связных логических оценок, — перекинутый над теми «склизкими и опасными камушками» в русле русской историографии. Не только очерк благородных трудов князя Александра Голицына, но еще и — лучший ответ на обвинения России в государственном антисемитизме.

На обочине генеральной сюжетной линии

Предвижу читательские сомнения: «Смелые заявления! “Деятельность князя Александра Николаевича Голицына — как лучший ответ”! — а из чего, собственно, выбирали? И каковы были — НЕлучшие ответы?» А вот — НЕлучших ответов на свалившуюся на нас еврейскую проблему было немало. Как, например, известный афоризм: «Отравленный/чумной поцелуй Польши», — отражающий драму 18 века. Речь Посполитая, подвергнутая 3-м «Разделам», словно в некоей пьесе погибая, — отомстила: перекинув России — Еврейский вопрос.

По причине неумения решить который и погибла в 1917 году Российская империя. Еще по «Первому разделу» (1772 г.), возвращая часть(!) Белоруссии и Украины, Россия «получила на баланс» — 100 000 евреев, там проживавших. Второй и Третий Разделы увеличили это число до 900 примерно тысяч.

Из числа знаменитых предшественников князя Голицына, «брошенных на разрешение еврейского вопроса», памятен Гаврил Романович Державин. Задание было скорее: выяснить причины голода в Белоруссии. Он вычислил пропорцию числа белорусов-пахарей и евреев-арендаторов, и… порой до сих пор поминается как «антисемит». Зато королей Польши, разрешивших евреям приехать (Болеслав, Казимир, Мечислав) и поселиться на Украине, евреи поминают добром, особенно: «Мешко, круль (король Мечислав), — благословенный, справедливый»: есть в еврейских хрониках.

Еврейский историк Гессен:

«Общий баланс жизни в Польше был, очевидно, евреям благоприятен, еврейское население в Польше значительно выросло. Евреи приняли широкое участие в сельском хозяйстве помещиков, развив занятия арендою... между прочим, винных промыслов».

Еврейская энциклопедия:

«Служа интересам землевладельцев... евреи навлекли на себя ненависть населения… злоба крестьян направлялась и на католика-пана, и на еврея-арендатора. И когда разразилось восстание казаков под предводительством Хмельницкого, евреи, наравне с поляками, пали жертвой».

Вот и развязка семитско-антисемитского узла: поляки — да — позволяли бежавшим от Евро-погромов евреев селиться на захваченной Украине. Но… на опаснейших, как выяснилось, условиях: взяться за самую грязную и опасную работу. То, что Гессен деликатно называет «аренда винных промыслов» — это и была — реализация (евреями) средневекового панского «Права — Пропинации».

Вот уж это ближе к одной из давних тем автора. Долгие годы это было моей журналистской специализацией: алкоголь, водка, винные промыслы в России, «Винная монополия» (реформа графа Витте) — все это было изложено в десятках статей, книге «Русская водка. 500 лет неразбавленной истории» (ЭКСМО, серия «10 мифов о...», 2009 г.), документальном фильме, телепередачах. Но чтобы избежать подозрений в пристрастности — дадим цитату из Брокгауза-Ефрона — с минимальными комментариями:

Пропинация — (от латинского propinare — пить за чье-либо здоровье) — исключительное право выделки и продажа крепких напитков на землях того или иного владельца. П. право относится к числу тех прав, которые возникали в средние века. П. право сохранилось до последних дней Речи Посполитой. В польских провинциях, присоединенных к России, П. право было сохранено. Хотя по своей природе право пропинации принадлежит к числу тех средневековых вотчинных прав, которые в 1866 году были отменены без выкупа, однако, принимая во внимание, что доход, извлекаемый из пропинации, составляет значительную часть дохода, иногда же почти весь доход, приносимый многими имениями (…) закон 29 апреля 1896 г. установил выкуп права пропинации на средства казны.

Вдумайтесь. Россия, сохранив польских панов, — сохраняла и их средневековые права (в том числе «Пропинацию» — ровесницу и близкую по происхождению, например, — к «Праву первой ночи») — почти до начала 20 века! Потому что «…иногда же почти весь доход, приносимый многими имениями». — То есть потому, что «они же, бедолаги, ничего другого не умеют»! Вот она — российская дряблая снисходительность… А упоминаемый «Выкуп 1896 года» — это из той самой восьмиступенчатой реформы графа Витте, известной как «винная монополия», а точное название: «Казенная продажа питий».

Все-таки почему вообще в истории польской оккупации Белоруссии и Украины возникла именно эта — алкогольная тема? Да потому что это самая примитивная, простая форма конвертации захваченной власти над кусками земли — в наличные деньги. Вы только вспомните, что открывали в 1990-х годах различные ОПГ (Организованные Преступные Группировки), получив контроль над какой-либо территорией? — Правильно! Кабаки и ЛВЗ (ликероводочные заводы). Правда, через лет 10 они, эти ОПГ, — почти все переходили и к более сложным и легальным отраслям хозяйства. (Видно, на «сходняках» решали: «Пора, братва, конкретно…. Ди-вер-сифицировать нашу тему!») И в итоге: то, что удалось за 10-15 лет люберецким, солнцевским, измайловским, и за 450 лет не удалось — варшавским, краковским, лодзинским, люблинским.

Польские паны сбросили на еврея-арендатора всю практическую работу, а это значило… Представим, что представлял собой сельский шинок. Горилка (сивуха по факту) гонится во дворе. Для мягкости/«питкости» — добавляли поташ. Для отбития сивушного запаха — дурманные травы, махорка. Еврей Абрам выплатил вперед пану Болеславу/Казимиру на несколько лет арендные деньги и теперь остается один на один с «клиентом» Тарасом/Богданом, с которого надо получить: «Пей, дорогой! Хоть под будущий урожай пропей корову, борону, лошадь»… И взыскать те должки, увести скотину с крестьянского двора — забота того же Абрама/Моисея. И национальности в этом «треугольнике» не так важны, как изначальное «разделение труда»: пан-арендатор-крестьянин (треугольник по геометрии — фигура жесткая). Захватившему какой-либо «край» — всегда нужен агент по его эксплуатации.

Хороший пример. Великий князь литовский Александр Ягеллон приказал (в 1495 году): «Жидову з земли вон выбити!». А позже, по избрании на польский престол, он позволяет евреям вернуться (даже приглашает). Теперь, как уже польский король, он видит необходимость в арендаторах, каковые и монетизируют власть над землями. Но самое смертельное для еврея — слабость военной власти пана, магната, короля: регулярные восстания (см. «Еврейскую Энциклопедию» выше) оборачивались погромами. Но задача автора, предваряя «Еврейскую Миссию» Голицына, вовсе не в том, чтобы свалить все на поляков! Исторической важности вопрос: а почему вдруг евреи так массово двинулись в Польшу, Литву? Ответ: тотальные евро-погромы, особенно начиная с эпохи Крестовых походов.

Взять англичан. Весьма «культурно» в 1290 году изгнали до единого евреев. (Впустили обратно при Кромвеле. То есть 355 лет тишины, ни единого антисемитского инцидента.) Получается, в Англии тоже была «Черта Оседлости», которой они яростно попрекали Россию. Только там эта черта совпадала с береговой линией Британских островов! (Еврея — за море! Или в море.) Цивильно, а на Украине за этот период поляки раз 20 бегали от восстаний, потом подавляли и приводили новых арендаторов. Так рождался сюжет «буйного антисемитизма» в/на Украине…

Вот необходимая увертюра перед вступлением на историческую сцену князя Александра Николаевича Голицына.

Далее слово историку Дмитрию Фельдману:

В качестве государственного деятеля Голицын оказался чрезвычайно способным руководителем, не обращавшим внимание на пустые формальности и малозначимые мелочи, выделявшим всегда главную суть вопроса, обладавшим даром слова и выска-зывавшим свое мнение, невзирая на мнение окружающих; вместе с тем он считался с критическими замечаниями в свой адрес и адекватно оценивал деятельность своих подчиненных. Ведая делами иностранных исповеданий, А.Н. Голицын справедливо и благосклонно относился к любой религии, не оказывая ни одной из них какого-либо предпочтения или пренебрежения.

Еврейский кодекс

В 1804 году Александр I утвердил «Положения для евреев» — кодекс, охватывающий все аспекты жизни евреев. Им были предоставлены для расселения свободные казенные территории Новороссии. Кстати, первым из государственных деятелей предложил эти земли евреям тот самый Гаврила Романович Державин, что выяснял причины голода в Белоруссии (см. выше).

А «Положения» 1804 года фиксировали новое сословие: евреи-земледельцы — авансом. Подходящих кандидатов предстояло еще зазвать. В 1807—1809 годах многими льготами привлекли переселенцев из Могилевской, Черниговской губерний, создали первые 9 еврейских колоний в Херсонской губернии. На обустройство евреев-колонистов было выделено более 145 тысяч рублей. Потом по нехватке новых средств — по предложению губернатора Э.О. Ришелье — Александр I приостановил процесс переселения. Население новых территорий превысило 4 000 чел. Но в начале 1820-х гг. переселение евреев в Новороссию возобновилось.

Правительство пыталось перевести евреев к сельскохозяйственному труду и с помощью основанного именным указом от 25 марта 1817 года «Общества израильских христиан», покровителем которого был назначен князь Голицын. 15 января 1817 года министр внутренних дел Козодавлев вкратце описал Голицыну положение евреев-земледельцев:

— Поселенцы бедствовали от суровых климатических условий, болезней, неурожаев и падежа скота, от исправления земских повинностей, уплаты оброчных, подушных, дорожных налогов и казенных долгов. При этом евреи не имели тех преимуществ, которые были, например, у немецких или болгарских колонистов, имевших опыт в земледелии.

Голицын проявил себя чрезвычайно заинтересованным администратором, озабоченным сложившейся обстановкой, категорически заявив:

«…их бедность должна быть... велика, ...а причина этого несчастия от них не зависела. Если простирающееся с них взыскание до 100 рублей в год с семьи почитается разорительным, то раскладка долга с 10 на 15 лет не будет облегчением их бедности… справедливо и даже необходимо оказать им большее снисхождение, тем более что для них, против немцев, нужнее ободрение к земледелию: они отва-жились, вопреки народному предрассудку, сделаться земледельцами, а знак особенного снисхождения может привлечь в это полезное состояние и других их собратий, избегающих онаго».

Ходатайством князя Голицына евреи получили отсрочки платежа: податей — на 5, а долга — на 30 лет. Чтобы достоверно знать положение колоний, Голицын затребовал от Козодавлева обстоятельные сведения о них. Министр отозвался «подробной запиской», где остановился на истории их основания и устройства:

«Несколько лет дали хорошие урожаи, и евреи увидели выгоды своего нелегкого труда, но большая убыль населения давала о себе знать. На призыв колонистов первыми откликнулись евреи белорусского местечка Шклов. Поскольку колонизация Новороссийского края была приостановлена вследствие недостатка казенных денежных средств и отсутствия жилья, то данное переселение осуществлялось исключительно по инициативе Голицына. Министр финансов граф Е.Ф. Канкрин согласился ассигновать деньги для беднейших переселенцев».

Голицын — министру внутренних дел гр. В.П. Кочубею: «… земледельческий труд для бедных евреев самое существенное спасение от нужд». — Вообще картина расселения евреев в Новороссии князем Голицыным поразительно напоминает эпоху создания Еврейской Автономной области со столицей Биробиджан, прекрасно описанной Александром Мелиховым в художественных и документальных книгах о «Красном Сионе». Великая трудность возвращения на землю народа, 2 000 лет от неё оторванного. И тоже не самые ловкие действия правительств: Империи, СССР, и те же невеликие средства. Главное, в чем Мелихов абсолютно тверд (как и Фельдман в данном рассказе): ни единого атома антисемитизма не было в этих кампаниях! По сути — благородные попытки сделать евреев земледельцами, не покушаясь на их религию, обычаи... Ну, было такое общемировое убеждение: «Нормальный народ — должен быть привязан к земле (не закрепощен, но привязан)».

Сверх этого рассказа Дмитрия Фельдмана подчеркнем главное...

Щедрая нарезка земли, подъемные средства — этим князь Голицын приобщал (возвращал!) евреев к земледелию, от которого они были оторваны почти 2 000 лет — при этом не закрепощая. Евреи-колонисты — не крепостные крестьяне.

И главное. Россия к тому периоду (миссии князя Голицына) лишь 30 лет как «получила на баланс» евреев и еврейский вопрос. «Черта оседлости?» Но в России была «Черта оседлости» и для русских крестьян, совпадавшая с… околицей их деревень. Крепостное право. И с ее отменой (1861 год) тоже опаздывали...

Поживем, и мы еще увидим истинно справедливый исторический арбитраж. Узнаем: что значили те предреволюционные попреки России, — не сумевшей за 100 лет «обустроить» евреев. Попреки Западной Европы, — решавшей тот вопрос тысячелетиями (одних «окончательных» решений наберется с полдюжины), и свалившей его на Восточную Европу с огромными… как говорят юристы — «обременениями». (Пропинация, Аренды церквей)… И одним из важных аргументов в этом будущем выяснении, Арбитраже, станет — деятельность князя Голицына.

Высшая ценность, Земля — на уникально щедрых в обоих смыслах — «Царских» условиях: стала предоставляться евреям через тридцать лет по их появлении в России. В то время, когда русским крестьянам — предстояло еще 40 лет (полный Моисеев срок) блуждать внутри своей крепостной «Черты оседлости», повдоль околиц их деревень. Они — на те свободные Новороссийские земли попасть при всем желании не могли…

Далее — продолжение цитаты из Дмитрия Фельдмана:

— В 1820 году группа иудеев Могилевской губернии обратилась к правительству с просьбой переселить их на свободные земли в Новороссии для занятий земледелием, а еврейские общины не смогли профинансировать это мероприятие из-за отсутствия необходимой суммы. А.Н. Голицын предложил казне отпустить деньги для переселения 50 семей. Министр финансов отказал, мотивируя тем, что это — обязанность еврейских обществ. Голицын предложил следующий выход: заботу о переселении сельских евреев должны нести они сами, по учению которых состоятельные лица из разных стран должны делать взносы для нужд своих единоверцев… Но идею улучшения положения беднейших слоев еврейского населения за счет случайных пожертвований иностранцев конечно никак нельзя назвать серьезной (…).

Только с последним утверждением Дмитрия Фельдмана можно поспорить. Да собственно, и сама история показала: «случайные пожертвования иностранцев» — стали системой. Богатый финансово-торговый сегмент еврейской диаспоры стал регулярно помогать собратьям, пытающимся заняться земледелием, осесть на земле — пока еще не «обетованной». Ведь решившийся заняться сельским хозяйством всегда будет беднее, чем собратья, оставшиеся в традиционном финансовом секторе. Но вскоре именно евреи-земледельцы стали исключительно важны для всей нации! Мадагаскар, Приамурье, Уганда, Сирия — географическая точка «еврейского земельного проекта», подобно курсору на экране, стремительно приближалась к Палестине. И уж когда связка «финансист-земледелец» заработала вовсю, нужно вспомнить, что впервые она отлаживалась при расселении русских евреев князем Голицыным!

Вывод Д. Фельмана: «…его (Голицына) живое участие в их разрешении, — в рамках политических и социально-экономических реалий современной ему эпохи, — неоспоримо, как и бесспорны многие положительные результаты усилий этого государственного деятеля, направленных на устройство различных слоев еврейского населения Российской империи».

Согласимся и еще раз подчеркнем... Да, некоторые короли или министры, особенно входившие «в определенные комбинации» с представителями еврейских финансовых групп, может, выдавали и бо́льшие привилегии, но это лишь невеликим группам дельцов. И заканчивались эти привилегии, комбинации для прочих НЕдельцов — в очень похожих (кровавых) подробностях. Но… все, что сделал для евреев князь Голицын — покоилось на спокойной, справедливой и прочной основе. Он ценил евреев в той степени, что и все человечество, и работал для них, не ущемляя ни какого другого народа.

Помощь сайту: Отправить 199 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — webkamerton.ru

Просмотров: 5 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото