Вопрос о том, могут ли спастись христиане инославные, т.е. не принадлежащие к Православной ‒ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в наши дни ставится иногда очень остро и болезненно.
Говоря об ответе на этот вопрос, необходимо, прежде всего, припомнить то, что Сам Господь Иисус Христос в Своем Евангелии только об одном состоянии человеческого духа говорил, как о безусловно и безнадежно погибельном, именно ‒ о хуле на Духа Святого (Матф. 12:31-32). Дух Святый есть прежде всего Дух Истины, как и любил Его называть Спаситель.
В соответствии с этим и хула на Духа Святого есть хула на Истину ‒ сознательное и упорное сопротивление ей. Известно (см. там же), что даже хула на Сына Человеческого ‒ т.е. на Самого воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, может быть прощена человеку, т. к. может быть произнесена по ошибке и заблуждению, и впоследствии ‒ покрыта обращением и покаянием (примером такого обратившегося и покаявшегося хулителя, как известно, является св. ап. Павел ‒ Деян. 26:11 и I Тим. 1:13). Но если человек противится Истине, явной для его сознания и совести ‒ он сам ослепляет и духовно убивает себя, ибо в этом состоянии противления он уподобляется диаволу, который верует в Бога и трепещет, и, однако же, ненавидит Его, хулит и противится Ему...
Так ‒ отказ человека от принятия Божественной Истины и противление ей делают его сыном погибели. И в соответствии с этим Господь, посылая Своих учеников на проповедь, говорил им: «иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры ‒ осужден будет» (Марк. 16:16), ибо пред этим последним Господь поставил Свою Истину, призывая его к принятию ее, а он ее не принял и унаследовал осуждение со всеми «не веровавшими Истине, но возлюбившими неправду» (II Сол. 2:12).
Святая Православная Церковь есть хранительница Богооткровенной Истины во всей ее полноте и верности апостольскому преданию. И тот, кто уходит из Церкви, лично и сознательно отпадает от нее, есть ее противник и ренегат-отступник от апостольского предания. Таких отступников Церковь грозно анафематствует, по слову Самого Спасителя (Матф. 18:17) и ап. Павла (Галат. 1:8-9), угрожая им вечной погибелью и призывая к возвращению в лоно Православия. Но, само собой разумеется, что рядовые христиане-католики или лютеране, члены неправославных религиозных общин, не могут быть названы отступниками, или еретиками, ‒ исказителями истины. Они вырастают, воспитываются и живут в своей вере по наследству и традиции, так же, как большинство из нас, православных; в их жизни нет момента личного, сознательного отступления от Православия. И Господь, «всем хотящий спастися» и «просвещающий всякого человека, грядущего в мир», несомненно, Своими путями и их ведет ко спасению.
В данном вопросе особенно поучительным является тот ответ, который когда-то дал одному "вопрошателю" святитель Феофан Затворник. Будучи спрошен об этом, святитель ответил приблизительно так «спрашиваешь, спасутся ли инославные... А почему ты о них так беспокоишься? У них есть Спаситель, Который ищет спасения всех людей. Он и позаботится об них. А на нас с тобой никто этой заботы не возлагал. Знай себя и свои грехи... Одно, впрочем, скажу тебе: если ты, будучи православным и имея истину во всей ее полноте, изменишь Православию и уйдешь в иную веру, то погубишь навеки свою душу...»
Полагаем, что этот ответ великого святителя подвижника ‒ лучшее, что можно сказать по данному вопросу.
Архимандрит Филарет
Эта статья архимандрита Филарета (будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви) была опубликована в журнале "Хлеб Небесный" (Харбин, 1939, № 6) как ответ на вопрос игумена Зосимы из Парижа.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей

Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — rusidea.org