«И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола...» (Откр.4:3), — в таком сияющем образе предстал Господь апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в небесном видении.
Известно, что основных цветов радуги — семь. Это число символизирует полноту.
Семь цветов радуги окружали Престол Господа в «Откровении», и в этом спектре представлено все творение, все, что окружает Источник света, дающий жизнь всей гамме бытия.
В церковном богослужении цвет имеет то же значение, что и на иконе, посвященной тому или иному событию или святому. Конечно же, цветовая гамма икон гораздо разнообразнее, но и через цвет священнических облачений и церковного убранства можно многое узнать о богослужении, проникнуться особым настроением, которое вызывает у человека тот или иной «цвет» церковного праздника.
Прежде всего, необходимо отметить, что любой цвет радужного спектра имеет своей первопричиной источник света. Поэтому, какой бы цвет ни преобладал на богослужении, его первоисточник — нетварный Божественный свет.
Преломляясь в сотворенном мире, этот свет Божества приносит в мир различные краски, поэтому за каждым проявлением определенного цвета необходимо видеть его Начало — Солнце Правды, «Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9).
С этой точки зрения белый цвет церковных облачений, которым отличаются, например, праздники Богоявления, Преображения Господня, Вознесения, Рождества Христова и другие, является изображением света вообще, содержащего в себе все остальные цвета спектра.
Белый цвет церковных риз характерен и для праздника, посвященного Небесным Бесплотным Силам, потому что они — ближайшие к Господу.
Богослужения Крещения, Венчания и панихиды также совершаются в белом, чтобы подчеркнуть близость и посвящение Богу как источнику Света каждого нового христианина (при Таинстве крещения), так же как и вступающих в брак (при Венчании), и уходящих в вечную жизнь (на погребении или панихиде).
Первым цветом спектра радуги является красный, и он связан с главным церковным праздником — Пасхой. На «праздник праздников» происходит всеми видимое «превращение» све-товидно-белого в первый из радужных оттенков.
Начало пасхальной службы,
включая Утреню, совершается в белых, а Божественная Литургия и весь дальнейший пасхальный период — в красных богослужебных облачениях. «Красный» на Пасху — цвет искупительной Крови Спасителя, пролитой за нас на Кресте, а также цвет жертвенной любви Бога к людям. В дни праздников святых мучеников смысл красного облачения подобен пасхальному: кровь мучеников — это ответный дар любви человека Богу. Также красный цвет обозначает и пламенеющую любовь ко Творцу всех, кто мученически пострадал за Христа.
Оранжевый и следующий за ним желтый цвета радужного спектра образуют широко употребляемый в храмах «золотой» — образ царственного величия Спасителя. Именно золотой цвет облачений свойственен воскресным дням всего года, которые называются также «малой Пасхой».
Царственное достоинство усваивают еще и пророкам, апостолам, святителям, которые своей жизнью подражали Христу как Царю и одновременно доброму Пастырю Своего стада, пришедшему «не для того..., чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). В золотом одеянии служат также в будние дни, когда не совершается особый праздник в честь святого.
Этим подчеркивается, что каждый день года посвящен Господу, Царю Славы, и Ему человек призван отдавать царское почтение во все дни своей жизни.
Следующий за желтым зеленый цвет символизирует жизнь вечную. Как известно, зеленый цвет по физической природе не является самостоятельным, а образуется при смешении желтого и синего (голубого).
Этот цвет характерен для праздников в честь преподобных (святых в монашеском звании), атакже юродивых, потому что они, соединившись с Христом-Царем (желто-золотой), стали причастниками неба (сине-голубой) как символом возвышенности и непорочности.
Употребление зеленых церковных риз в дни праздников Святой Троицы и Дня Святого Духа связано с представлением о зеленой листве как видимом образе пробуждающейся жизни после зимней видимой «мертвости» земли и древьев.
Солнце Правды посылает Дух Жизни, исходящий от Бога Отца, просвещая человека и вместе с ним все творение, и обильное украшение зеленью храмов в День Святой Троицы — лучшая иллюстрация «оживотворения и обновления мира». На Пятидесятницу было принято украшать зеленью молитвенные собрания еще в ветхозаветные времена.
Тогда вспоминали дарование новой жизни израильскому народу через богодарованные Десять Заповедей, которые Моисей обрел на окруженной пышной зеленью горе Синай. К теме «зеленых ветвей» тяготеет и праздник Входа Господня в Иерусалим. Зеленые «ваии» — символ обновления жизни, радостной встречи Господа Славы, который пришел в мир на вольные страдания ради спасения людей от грехов их.
Голубой или синий цвета светового спектра сопровождают богослужения праздников в честь Божией Матери. Эти цвета связаны с представлением о небесной чистоте, просвещенности Святым Духом.
Небесная синь, как покровом, обнимает всю землю — так и Пресвятая Богородица ходатайствует за людей пред Сыном Человеческим, защищая души молящихся Богу от тлетворных веяний мира сего. Характерно, что голубой цвет является исключительно атрибутом Богородичных праздников, так как Божию Матерь по степени святости нельзя сравнить ни с кем другим!
Последний цвет спектра — фиолетовый — по своему значению близок к черному, который находится как бы вне цветовой гаммы, и является своеобразным удалением от источника света. Эти цвета связаны с покаянным характером Великого Поста, когда люди призваны осознать в себе удаление от Солнца Правды по причине неизбежной греховной поврежденное™ человеческой природы. Но эта поврежденность преодолима верой во Христа!
В будние дни Великого Поста церковные облачения черные, в знак покаяния, удаленности от Бога по причине грехов, сострадания страданиям безвинного Сына Божьего, умершего за нас на Кресте. Воскресным же дням Великого Поста свойственны фиолетовые ризы как символ присутствия в мире Спасителя даже в самом густом мраке ночи.
Зная смысл того или иного цвета церковных облачений, мы можем определить, какому событию посвящен нынешний день, а понимая причину, по которой именно этот цвет стал символом богослужебного дня, проще уяснить голос Церкви, желающей преподать нам спасительное духовное назидание.
Настроение, связанное с восприятием цветовой гаммы, как церковная мелодия, оживляет произносимые в храме слова, и любой праздник или же, наоборот, день покаянной молитвы становится ближе сердцу. А в этом и есть основная задача церковной службы — просветить молящихся, коснуться их сердец.
Андрей Ахметшин,
преподаватель Минского духовного училища
газета «Воскресение»
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://zapadrus.su/