Почему в центре русского города продолжает красоваться монумент шведскому захватчику?
На это обратил внимание петербургский писатель Андрей Антонов. В статье, опубликованной на днях в газете «Аргументы недели», он с возмущением пишет: «Швеция и Финляндия уже вступили в НАТО. А на площади русского города Выборга, расположенного в Ленинградской области недалеко от российско-финской границы, стоит памятник шведскому оккупанту Торгильсу Кнутссону, которого российские космополиты называют ещё и основателем Выборга в 1293 году».
Но еще большее возмущение вызывает тот факт, что в годы Советско-финской и Великой Отечественной войн центральная площадь в Выборге, на которой ныне высится этот памятник, служила местом сбора и парадов финских фашистских формирований. Поэтому в 1948 году монумент Кнутссону был снесён советскими военными, поскольку у местных жителей он ассоциировался с нацизмом, и долго хранился в подвале музея. Но в 1993-м г., в период ельцинских реформ, шведский рыцарь был снова водружён на прежнее место либералами в тогдашнем руководстве города, которое заигрывало с Западом.
Кто же такой этот Кнутссон? В конце XIII века этот одиозный персонаж был регентом Шведского королевства. При нём шведы предприняли несколько захватнических походов на новгородские земли, начав войну с Новгородом. В 1293 г. был организован Третий шведский крестовый поход, главная цель которого – захват Корельской земли (Карелия), входившей в состав Новгородской республики (корела подчинялась Новгороду с XII в., в 1227 г. этот народ принял православие). Шведы переплыли Финский залив и высадились в районе выборгской бухты, разорили карельское поселение и в том же 1293 году заложили здесь замок Выборг. Кнутссон лично возглавил поход шведов в 1300 г., в ходе которого шведы основали крепость Ландскрону у места впадения реки Охты в Неву (Санкт-Петербург).
Об этом свидетельствуют Первая Новгородская летопись и «Хроника Эрика». В 1301 г. новгородцы Ландскрону разрушили, но взять Выборг так и не смогли, несмотря на неоднократные попытки. В итоге Выборг стал опорным пунктом Швеции в Карелии. Военные действия закончились только через 30 лет подписанием Ореховского мирного договора. Выборг и Западная Карелия вошли в состав Швеции на более чем 400 лет, до Петра I.
Странно, но памятник российскому императору Петру I, отвоевавшему, наконец, Выборг, стоит в стороне, на скале, почти на отшибе. А памятник шведскому рыцарю-завоевателю Кнутссону – в самом его центре.
К тому же, как считают историки, он построил замок, а сам Выборг был основан гораздо раньше, хотя шведы и утверждают, будто именно Кнутссон был основателем города.
Но, как пишет даже американская Википедия*, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, известную в пересказе русского историка В.Н. Татищева, Выборг был построен «при море новгородским старейшиной Гостомыслом. Он назвал его так в честь своего старшего сына по имени Выбор»:
«Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при мори построи, учини с варяги мир, и бысть тишина по всей земли».
Из данного текста следует, что Гостомысл, взявший власть в Новгороде по призыву жителей, изгнал варягов, и основал на море град в память о старшем сыне Выборе. Под варягами здесь можно понимать представителей племён, проживавших у Варяжского моря, или какой-то дружины. Ибо в те времена, как писал историк Александр Нечволодов, племена, проживавшие на побережье Варяжского моря, называли варяжскими. Ведь называем же по аналогии сегодня латышей, эстонцев, литовцев прибалтами. Хотя народа прибалты не существует.
А Татищев, комментируя текст рукописи, считал, что летописный Выбор и является Выборгом. Так что, опираясь на эти сведения, можно говорить об основании города уже в IX веке. Однако позднее шведы и прозападно настроенные некоторые российские ученые, стали утверждать, будто Выборг основан шведами в конце XIII века.
Эта версия, как иронизирует Антонов, напоминает ещё одну небылицу – норманнскую теорию о создании Российского государства инородцами. Нам навязывают мнение отсчитывать Российскую государственность с 862 года, с прихода в Новгород князя Рюрика. При этом утверждается, что он, его братья Синеус и Трувор не славяне, а какие-то варяги, норманны. Но ведь Рюрик пришёл в уже отстроенный русский город, названный Новым. Значит, были у русов и более старые города. Ведь в то время скандинавы называли Русь Гардарикой, т. е. Страной Городов. А первое упоминание, например, о Стокгольме, как о городе, относится лишь к 1252 году.
Норманнская теория о создании Русского государства инородцами появилась в XVIII веке. Ее основатель – находившийся на русской службе немец Готлиб Байер Зигфрид. Его последователи – тоже немцы – Миллер и Шлецер. Немцы писали нашу историю, унижая славян, исполняя, как видно, заказ Ватикана. Так что куда с большим основанием именно Гостомыслу, как основателю города, а не шведскому захватчику Кнутссону должен стоять памятник на площади Выборга.
Есть во всей этой истории и еще один важный нюанс. Данный памятник в Выборге может стать для шведских властей «историческим основанием» для претензий на владение российскими территориями. Они же целых 400 лет владели русскими землями, Карельским перешейком, где расположен Выборг.
По их мнению, это может быть основой их вторичного присоединения к Швеции, т. е. новой оккупации российских территорий. Сегодня Швеция вступила в НАТО, а значит, стало недружественным нам государством. А через Швецию уже НАТО может предъявлять нам территориальные претензии.
Оценивая норманнскую псевдотеорию, Владимир Путин в апреле 2022 года на встрече с участниками объединения «Россия – страна возможностей» говорил о её несостоятельности, о том, что Рюрик имел славянские корни.
А на первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила – в правде!» также в апреле 2022 года подчеркнул: «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого».
Но как же появился памятник Кнутссону в Выборге? Установка памятника деятелю, проливавшему русскую кровь и насаждавшему чуждую для этого края культуру, была продавлена в начале XX века финско-шведкой диаспорой Выборга. Идее установки памятника шведскому завоевателю решительно противились военный комендант Выборга генерал-майор Духонин и генерал-губернатор граф Гейден.
По замыслу инициаторов проекта, которым все-таки удалось получить разрешение в Петербурге, памятник Кнутссону должен был внешне походить на памятник ярлу Биргеру в Стокгольме, которого поколотил в 1240 году Александр Невский. Однако его установка была крайне негативно воспринята русской общественностью. 5 октября 1908 года газета «Русское слово» написала: «Вчера в Выборге открыт памятник Сторкелю Кнудсону, основателю Выборгской крепости, насадившему шведскую культуру в восточной Финляндии».
В петербургской газете «Новое время» была тогда же публикована статья «Финляндские памятники врагам России». По мнению ее автора, открытие «на поле битв с россиянами» памятника основателю Выборгской крепости Т. Кнутссону, «совершавшему набеги на русские владения», не совместимо с национальным достоинством и честью России, её армии и оскорбительно для национального чувства.
В ходе изучения территории Выборга в 1980-х годах, во время археологических раскопок был сделан вывод о существовании поселения в X-XIII веках на территории города, наличия острога – деревянной крепости на Замковом острове (называемом ранее Воловьем). Обнаружены также остатки деревянных построек, бытовые и воинские предметы русского, карельского и балтского происхождения. В 1908 году газета «Изѣвестия» сообщала, что при строительстве нового железнодорожного вокзала в Выборге под верхним пластом земли нашли сохранившиеся жилища людей, построенные 4 тыс. лет назад, т. е. за две тысячи до Р. Х.
Земли Ленинградской области – это исконно русские земли, насыщенные историческими памятниками, древними городами и крепостями. Взять только крепости в Старой Ладоге, Приозерске, Копорье, Иван-городе, крепость Орешек. Каменные стены Староладожской крепости появились на рубеже IX-X веков.
Как видно, Выборг являлся северным опорным пунктом новгородцев до захвата его шведами в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Одним из организаторов этого нашествия и был Торгильс Кнутссон.
Во многом конфликты Новгорода со шведами обусловлены борьбой за контроль над торговыми путями, которые приносили в казну большой доход. Ведь именно в Невском крае начинался по Неве известный путь «из варяг в греки».
Выход на восточное побережье Балтики, к Финскому заливу, давал шведам хороший плацдарм для дальнейшей экспансии на юго-восток, захвату русских земель. Шведские колонизаторы усиленно насаждали на оккупированной территории свои порядки и католичество, раздавали земли своим дворянам. Выборг развивался как типичный средневековый европейский город.
Наконец в ходе Северной войны в марте 1710 года армейский корпус под командованием Фёдора Апраксина от Кронштадта по льду Финского залива подошёл к Выборгу. В середине мая туда прибыл русский флот. На кораблях был Пётр. Он лично планировал штурм, впоследствии убыв в Кронштадт. Пришедшая позднее шведская эскадра не решилась нарушить блокаду с моря. После русской артподготовки 1-5 июня шведский гарнизон сдался на милость победителя. Русские территории Приневья, Выборг с Карельским перешейком воссоединились с Россией.
В результате в Выборге в 2010 году был установлен памятник освободителю города от шведской оккупации – генерал-адмиралу Фёдору Матвеевичу Апраксину. Это был выдающийся государственный деятель, и по праву монумент ему воздвигнут в Выборге в честь 300-летия его воссоединения с Россией.
Возвращение Выборга в родное русское лоно вызвало его бурный рост. Развивались и близлежащие территории. В XVIII веке активно строились укрепления – Анненкрон, новые районы города. Был создан ландшафтный парк Монрепо, разбиты и более мелкие парки. После вхождения Финляндии в состав Российской империи в 1809 году начинается развитие финских земель. Русские архитекторы застраивают финские города, в том числе, Хельсинки (Гельсингфорс). В 1856 году открывается Сайменский канал, в 1870-м году - железная дорога Петербург-Гельсингфорс. Во второй половине XIX века Выборг становится вторым по населению городом Княжества Финляндского в составе Российской Империи.
В 1855 году в годы Крымской войны Выборг и близлежащие территории подвергались атаке англо-французской эскадры, которая была отражена русскими войсками, не пропустившими вражеский флот к Санкт-Петербургу. В апреле 1918 года после взятия Выборга войсками генерала Густава Маннергейма началась так называемая Выборгская резня. В подавляющем большинстве ее жертвами стало местное русское население. Число убитых за два дня русских составляло более 400 человек. Однако некоторые историки считают, что жертв было гораздо больше.
Русских убивали только за то, что они русские. Так что сохранение в центре русского города Выборг, земля которого щедро полита русской кровью, памятника завоевателю из страны, которая с Россией прежде воевала, а теперь вступила в НАТО, чтобы воевать с нами уже на территории Украины, никак нельзя считать нормальным.
…Кстати, судьба прототипа памятника в Выборге была печальной. В Швеции Кнутссон был свергнут и казнён через отсечение головы 10 февраля 1306 г. А потом унизительно захоронен прямо на месте казни, на неосвящённой церковью земле.
Игорь Веремеев
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — stoletie.ru