Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Пятница, 22.11.2024, 17:55

21:51
Принцип закона у евреев
фото
Нет сомнения в том, что древнееврейскую систему ценностей можно выразить как "закон".

Жизнь "в законе" есть, по слову Филона, высшая цель каждого израэлита. "Гимн закона" - в этом идеал еврейского народа. Филон говорит, что в Законе Моисеевом за 2000 лет не изменено ни одного слова.

Она пребудет, пока стоят солнце, луна, небо и весь мир. Закон не терпит пренебрежения к самому незначительному правилу: ибо здание может рухнуть, если вынуть из него небольшую часть.

Иосиф Флавий говорит, что Закон управляет всею жизнью еврея, от его первого питания, управляет его общением с людьми, временем работы и покоя, вообще он ничего не оставляет для свободы воли. Отсюда самообладание еврея, отсюда однородность миросозерцания и всей жизни евреев.[1]

Филон в "Мишне" придает закону космическое значение: мир и Закон совпадают (влияние Стои на Филона).[2] Авраам и Моисей суть воплощение Закона.

Центральным понятием ветхозаветной этики и религии является самое понятие "Завета", Berit, Eid, Eidgenossenschaft,[3] т.е. понятие "союза" и "договора". В основе всего лежит союз, верность союзу и договору, обосновывающему союз - между Богом и народом, между индивидами, образующими нацию. Все всегда в национальной жизни евреев мыслится и конструируется как Berit, "Завет": заключается договор и подписывается, дается клятва. Таково было принятие закона Моисеева. Евреи были как бы народом колонизаторов (между Вавилоном и Египтом), обосновывающим социальную жизнь, право и государство, сразу на договоре, на конструировании союза, подобно государству американских колонистов. Нация здесь создается юридическим актом и предшествует "народу"[4]. Мы получаем настоящий "общественный договор", обосновывающий союз (Vertrag, как Vereinbarung)[5], договор, вводящий в правовые отношения и Бога, подобно договору римского народа с цезарем. Но всякий договор и всякий союз, построенный на договоре, есть правоотношение и, следовательно, кладет в основу норму поведения, иначе говоря, "закон дел". Понятие "Завета" необходимо утверждает закон и жизнь в законе.

Только отсюда становится ясным, почему Христос запрещает клятву! Это есть прямая оппозиция закону и ветхому завету. В царстве Божием, в Царстве не от мира сего, не может быть договорного начала, оно метаюридично; нельзя становиться в договорные начала к абсолютным ценностям: небо, землю, жизнь человека, храм, жертвенник, Иерусалим (Мф. 5:33 ff; 23:16-22) - нельзя их делать как бы залогом договора, "закладывать". "Сказано древним не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои, а я говорю вам не клянитесь вовсе"[6]. Вот полное уничтожение Berit, договорного начала, нормы закона, как высшего принципа этики; и не посредством нарушения и преступления, конечно (Христос не учил нарушать клятву), а посредством снятия самого принципа закона и договора (не клянитесь вовсе) и установления иного, высшего принципа, посредством поднятия на высшую ступень этики и религии, на ступень любви. Ибо любовь к Богу, как Отцу, не есть договор, и любовь к братьям не есть договор и потому не есть "закон дел", норма правоотношения (do ut des, facio ut facias)[7].

С точки зрения полноты и полноценности религиозной жизни "народ" и "нация" есть лишь бледная абстракция, тень реальности, "мертвая буква", фразеология Руссо. Церковь и соборность покоится на общении гораздо более интимном и глубоком, чем общение договорное, чем contrat social,[8] обосновывающий "нацию". Сверхприродное и сверхзаконное общение соборности реальнее, живее и полноценнее, чем природное (натуралистическое) понятие "народа" и юридическое понятие "нации".[9]

Примечания

1. Признание абсолютной и вечной ценности Торы проходит через всю раввинскую литературу. Тора дороже бесценной жемчужины, дороже всех сокровищ; одно слово из Торы стоит дороже всего мира. Ни одна йота в законе не должна быть опущена. Это основное утверждение Талмуда и Мидраша (Мидраши ("толкования") - богословские комментарии к отдельным книгам Пятикнижея (подробнее см.: Шифман. И. Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987. С220-222)). См.: Strack u Billerbeck. Ev. nach Matthaus, erlautert aus Talmud und Midrasch. Munch., 1922. S. 244-245. (примечание Вышеславцева).

2. Влияние стои (точнее, стоического платонизма) на Филона Александрийского сильнее всего оказалось в его учение о Логосе, сыгравшим в дальнейшем большую роль в христианской теологии. Подробнее см.: Лосев. А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980. С. 86-89.

3. Berit (евр.) - завет. Eid, Eidgenossenschaft (нем.) - присяга, содружество.

4. Такое истолкование Berit, как Eid, Eidgenossenschaft, принадлежит Койгену, блестящий доклад которого, сделанный в Берлине в Религиозно-философской академии в 1923 году, положен в основу настоящего рассуждения (примечание Вышеславцева).

5. Договор, соглашение (нем.).

6. Неточная цитата из Евангелия от Матвея (6:33-34)

7. Даю, чтобы ты дал, делаю, чтобы ты сделал (лат.) - формула римского гражданского права ("Дигесты" 19,4,3).

8. Общественный договор (фр.)

9. Нужно признать, однако, что у евреев этика и религия Закона, обожествление Закона, сопровождались на протяжении веков другим предчувствием, другим подпочвенным мистическим течением. Христианская теология всегда признавала проявление "благодати" в Ветхом Завете и пророческие предчувствия Искупителя и Спасителя. Мистические течения всегда "сверхзаконны" и всегда таились в еврейской религиозности от каббалы до новейшего хасидизма.[10] На этом настаивает Бубер, глубочайший и привлекательнейший философ современного еврейства. Бубер различает "религию" и "религиозность". Религия всегда позитивна и облекается в форму законных установлений. Религиозность всегда мистична и интимна и не выражается ни в каком Законе. Это то, что мы называем "благодатью" (Buber. Vom Geist des Judentums; Mein Weg zum Hassidismus. См. о нем: М. Бейлинзон. Идеалогия нового еврейства. Совр. Записки, кн. 29. См. еще о хасидизме: Е. Беленсон "Тайный Христос у евреев". Журнал Путь, 1928. Октябрь. XIII). Всякая личность противоречива (Zwei Seelen wohnen, ach, in meiner Brust, die eine will sich von der andren trennen!),[11] и всякий великий народ несет в своей душе трагическое противоречие. В этом смысле евреи, несомненно, самый трагический народ и сходны в антиномичности своей души с русским народом - это душа Савла и Павла. Душа еврейского народа рождает из себя позитивную "религию" законников, взявших ключ разумения, т.е. религию официальной церковной иерархии и ею признанной теологии; и вместе с тем рождает ее противоположность: "религиозность" пророков, мистиков и духовидцев. Бубер отлично видит эту антиномию, но решает ее слишком просто; cуществует и другая антиномия еврейского народа, которую можно выразить так: евреи самый исторический и вместе с тем самый неисторический (консервативно-бытовой) народ. Их историчность не нуждается в доказательствах: их судьбы определяют начало истории и летоисчисление, их взор всегда устремлен в мессианское будущее, к концу времен, они полны желания делать историю, самый беспокойный и революционный народ, и притом народ, который все время присутствовал на сцене истории, когда многие другие народы давно ушли с нее. Но с другой стороны, их неисторичность, их бытовая неподвижность, выраженная в законе, - тоже очевидна. Это фундаментальная антиномия закона и веры, закона и благодати. Все мистические течения в еврействе - и Филон, и каббала, и хасидизм, и Бубер - представляют собою настойчивое искание "благодати", удивительное подтверждающие недостаточность религии закона.(примечание Вышеславцева).

10. Каббала (евр. предание) - религиозно-мистическое учение иудаизма, возникшее в VIII в. (книга "Сефер Иецира", букв.: "Книга Творения"). Дальнейшее развитие каббала получила в анонимной книге "Зогар" ("Сияние"), появившейся в XIII веке. Каббала трактует божество как бесконечное, а мир вещей рассматривает как его эманацию, допускает переселение душ; числовая мистика, содержащаяся в ней, используется для магии и гадания.

Хасидизм (хасид - благочестивый) - религиозно-мистическое учение, возникшее среди евреев Польши и России в XVIII в. и опиравшееся на каббалу; одно из центральных мест в хасидизме занимает учение о цадике (праведнике) - человеке, одаренному сверхьестественной силой и распоряжающемся всей природой по своему усмотрению.

11. Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
(Гете. И. В. Фауст. М., 1969. С. 69).

Б.П. Вышеславцев

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — http://www.kirsoft.com.ru/

Просмотров: 377 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото