Александр III «закручивал гайки», ограничивая «общественную активность» либеральной интеллигенции. За это образованная часть общества жутко его не любила. А вот простой народ, напротив, обожал.
Александр, подобно Петру Великому, не любил помпезности, ненавидел торжественные приемы, предпочитал простую пищу, любил облачиться в крестьянскую одежду. Видел свою роль монарха в служении глубинному народу. Его дочь, великая княжна Ольга пишет:
"Мне не раз приходилось видеть лица солдат во время императорских смотров или маневров – на них читалась искренняя радость, любовь. По приказу такое выражение лица не возникает! А когда они пели "Боже Царя Храни"... В эти моменты понимаешь, что для Папа, для тысяч солдат и миллионов простых людей эти слова имеют огромное значение. У каждого из нас они были глубоко в сердце.
А в столичных салонах его с презрением называли «мужицким царем», чтобы унизить, но именно эту свою сторону Папа больше всего и ценил".
Нагрузка у императора была колоссальной. Ежедневные встречи, приемы, кипа документов на столе. Но чудовищная занятость никогда не препятствовала общению с семьей. Напротив, семья для него – нечто священное, как сама Россия. Ольга вспоминала:
Вставал он чуть свет, сам готовил кофе и сразу уходил в кабинет разбираться с бумагами. Но.. он ежедневно уделял мне эти утренние полчаса. Даже иногда доверял приложить императорскую печать к конверту – она была очень тяжелая, хрустальная с золотом.
А еще Папа брал нас с собой на прогулки. Мы отправлялись в Зверинец – так назывался участок леса, где водились олени. Каждый нес с собой фонарь, лопату и топорик разного размера. Папа учил нас всему: убирать дорогу от снега, разводить костер, рубить деревья, читать следы зверей, управлять лодкой. Мы вместе запекали яблоки, ели их и в темноте возвращались домой, светя себе фонарями. Он очень хотел научить нас читать природу. Пожалуй, эти уроки были самыми ценными в моей жизни.
При всей любви к своим детям он их не баловал. Подарков дорогих не делал. На Рождество дарил только книги, садовые инструменты и игрушки.
При Александре III Россия не вела ни одной войны. В политике император был осторожен, но прямолинеен. Он никогда не позволял разговаривать с собой свысока. Ольга вспоминает:
"Как-то раз на приеме австрийский посол пригрозил, что в случае вмешательства России в «Балканский спор» Австрия моментально мобилизует 2-3 корпуса".
"Папа грозно посмотрел в глаза австрийцу, взял массивную серебряную вилку, завернул ее в узел и бросил ее к тарелке посла со словами: Вот что будет с вашими корпусами"
А когда кайзер Вильгельм затеял разговор о том, что неплохо бы поделить Европу между Германией и Россией, оборвал его фразой:
Посмотри в зеркало на себя, Вилли, и перестань вести себя, как пляшущий дервиш
А про шведского короля вообще умора.
"Папа любил с нами пошалить. То головастиков пойдем ловить, то яблоки воровать. Как-то раз Папа набрел на шланг с водой и облил из него шведского короля, которого все жутко не любили..."
Ольга писала:
Я уверена, что война в 1914 не началась бы, если бы был жив Папа. Кайзер боялся его и дядю Берти (короля Англии) до ужаса!
Ольга была уверена, что ее отец совершил непоправимую ошибку, плохо подготовив наследника Николая к управлению государством:
Он даже не позволял Ники присутствовать на Государственном совете до самого 1893! Возможно, Папа не предполагал, что Ники придется вскоре взойти на престол, ведь Папа отличался богатырским здоровьем и не думал, что умрет так рано… Какой страшной ценой пришлось заплатить за это упущение!
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — dzen.ru