Самой многочисленной монархической организацией в России перед первой мировой войной был Союз Русского Народа. Самое большое отделение Союза находилось в г.Почаев на Волыни.
Той самой Волыни, которая сегодня в сознании обывателя носит название “западная Украина” и прочно увязана с бесчинствами вояк УПА и прочей бандеровщиной. А когда-то это место было оплотом русского национального движения.
Почаевский отдел Союза был создан в 1906 г и центром его стала Почаевская Лавра. Председателем отдела стал архимандрит Лавры Виталий (Максименко), духовное и идейное руководство отделом осуществлял архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий). ПО СРН включал в себя 1155 сельских подотделов, расположенных в Волынской, Подольской и частично в Киевской губерниях.
По данным Волынского губернатора, только в 1907 накануне выборов во II Думу в его губернии было открыто “более 600 отделов Союза в разных населенных пунктах, распространяющих среди крестьянского населения здравые взгляды и понятия”. К концу этого года в губернии насчитывалось уже 434 отдела и 634 подотдела СРН общей численностью 105 000 человек.
Основную массу членов ПО СРН составляли местные крестьяне, в силу своей принадлежности к православию, идентифицировавшие себя как русские и противопоставлявшие себя полякам-католикам и иудеям. Руководили подотделами СРН, как правило, приходские священники. Только в Волынской губернии представители духовенства возглавляли 300 сельских подотделов ПО СРН. Социальный состав организаций Союза в Волынской губернии характеризует полицейский рапорт на имя начальника Юго-Западного края, в котором говорилось, что членами подотделов ПО СРН “состоят местные православные прихожане, в селах преимущественно люди малограмотные и даже совсем неграмотные, которые сами по себе никакой инициативы не проявляют, председатели же подотделов союза, в большинстве избираемые из приходских священников, собеседованиями с крестьянами и проповедями в церквах внушают населению патриотические чувства к укреплению русских начал”.
Духовенство, возглавлявшее ПО СРН, стояло на стороне крестьян, причем не только в вопросах веры. Агитаторы Союза (в основном из числа местных священников) выступали за передачу земли помещиков-католиков крестьянам, с целью ослабить позиции римо-католической церкви в этих регионах. Способствовали росту популярности СРН в Юго-Западном крае и антиеврейские выступления руководителей местного Союза. Так, архим. Виталий в беседах с членами Союза говорил “о необходимости запрещения торговли евреям в праздничные и воскресные дни по окончании церковной службы”, а также советовал “крестьянам ничего не продавать евреям и ничего у них не покупать”. Такая агитация, отвечавшая экономическим потребностям крестьян, находящихся в зависимости от еврейских торговцев, имела следствием массовое вступление населения Подолии и Волыни в Союз русского народа.
Для того чтобы вырвать волынских крестьян из рук евреев-посредников и освободить их от поземельной зависимости от польских помещиков стараниями председателя ПО СРН архим. Виталия был создан банк “Почаево-Волынский народный кредит”. Его устав был утвержден в феврале 1911 года. Основной капитал банка состоял из членских взносов и займов от Министерства финансов (50 000 руб.), Главного Управления Земледелия и Землеустройства (50 000 руб.) и Главного Переселенческого Управления (10 000 р.). Основным полем деятельности “Почаево-Волынского народного кредита” была выдача ссуд крестьянам на покупку земли. По сведениям Волынского губернатора, “банк этот работает довольно бойко, но все же средства его ничтожны для развития дела”. Из всех экономических начинаний ПО СРН создание банка отмечено как “единственный более или менее удачный пример финансовой деятельности”.
ПО СРН было открыто в Юго-Западном крае несколько кооперативных коммерческих предприятий, стремившихся ликвидировать монополию евреев-посредников в торговле продуктами крестьянского труда и повысить тем самым рентабельность и экономическую устойчивость крестьянских хозяйств. В 1908 Почаевская Лавра “устроила несколько потребительских магазинов, выписала во время нынешней голодовки из Челябинска 75 вагонов дешевого хлеба и тем понудила евреев понизить цену на 18 копеек с пуда, разрушив их злостный синдикат”, — писал архиеп. Антоний. В отчете Волынского губернатора за 1911, отмечалось, что председатель ПО СРН архим. Виталий “не покладая рук стремится пропагандировать пользу кооперативных учреждений, каковыми являются общества потребителей”.
Чтобы противостоять монополии еврейских торговцев, черносотенцы призывали бойкотировать торговые предприятия евреев. Еженедельное “Прибавление к Почаевскому листку” опубликовало “10 правил члена потребительской лавки”, среди которых были и такие: “Никогда не покупай в частной лавке [почти все они принадлежали евреям] того, что можешь купить в своем обществе (лавке)”.“Не поддавайся наушничеству лавочника жида, который захочет переманить тебя из потребительской в свою собственную лавку”.
Печатным органом ПО СРН стала газета “Почаевские известия”. Печаталась это издание в типографии Лавры. Газета также призывала бойкотировать торговлю евреев и выселять их из сел, настаивала на передаче земли католиков-помещиков православным крестьянам.
После закрытия газеты Св. Синодом за “антиправительственную агитацию”, местный отдел СРН стал издавать еженедельный “Почаевский листок”, годовая цена которого вместе с приложением, в виде 52 книг “Союзной библиотеки” составляла всего 4 руб. Почаевский отдел выступал за организацию допризывной подготовки молодежи. Для этой цели в передовице “Прибавлений к Почаевскому листку” предлагалось использовать 52 часа в год на устное обучение и столько же на “строй и гимнастику” по 1 часу по субботам и воскресеньям после церковной службы.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — wiki2.org