Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Пятница, 22.11.2024, 05:18

07:20
Карл Юнг о русской душе
фото
Поразительно точное определение русской души, которую описал психиатр Карл Юнг.

В своих книгах Юнг, опираясь на идею национальных архетипов, детально описал психологические портреты русских и европейцев. И как же они оказались непохожи!

Русских, например, он отнес к типу «интуитивно-этических интровертов», уделил их описанию целую главу и высветил самым неожиданным и ясным образом то, что часто называют «тайной русской души».

Для него люди с «типично русским характером» часто воспитатели, двигатели культуры, мечтатели, склонные к мистике, фантазеры. И правда, вспомним «Левшу» у Лескова, великого мастера, который умудрился подковать блоху, но быстро спился и погиб в горячке. Допустим, к «Левше» (символу русского характера) можно отнестись как к литературному преувеличению столетней давности.

Но ведь и русская современная литература полна «странными типами», которых писатель Василий Шукшин метко обозвал «чудиками». Они вечно влипают в какие-то досадные истории, живут в разрухе, но зато всегда полны «творческих замыслов».

Вся деятельность таких людей – внутри себя, в голове, в эмоциях и идеях, поэтому трудно выделить их внешние признаки, дать им четкую характеристику. Люди иного типа (экстраверты) их не понимают, считая «бесполезными», «дикими». Описывая русских, Юнг указал на такие наши «странности» как недостаток практических способностей, негибкость в общении и деловых контактах. Если у них в голове родилась идея, то, преследуя ее, они бывают упорны, упрямы, с трудом принимают иную точку зрения, их трудно переубедить.

В то же время, как это ни парадоксально, им свойственна легкая внушаемость, подверженность чужому влиянию, доверчивость. При этом они не замечают, что их обманывают, используют в корыстных целях, грабят, вредят. Неудивительно, что среди русских много беспечных, по-детски наивных людей, хотя внешне они могут казаться и властными и самоуверенными. Отсюда – впечатление противоречивости, которое часто производят русские. Но, как заметил К.Г. Юнг, чем ближе узнают такого человека и сходятся с ним, тем выше ценят его человеческие свойства, и мнение о нем становится все лучше.

Назвав русских «интуитивно-этическими интровертами», Юнг хотел сказать, что они обладают особыми способностями к предчувствию и развитой интуицией, что жизнь они воспринимают чувственно. Причем чувственное отношение к жизни может выражаться в крайних формах, и не случайно многие отмечают максимализм русских. Им тяжела, даже ненавистна повседневная рутина, «мелочность», излишняя размеренность жизни, т.е. все то, что для западного человека является нормой и основой жизни. Они же от такой «нормальной» жизни, как признаются сами, «хиреют», впадая в тоску и депрессию. Вспомним песню Александра Розенбаума: «Учили меня \ Отец мой и мать: \ Любить, так любить! \ Гулять, так гулять!»

Многие подмечают, что русские редко бывают расчетливы, в любое дело привносят эмоции и личные переживания. От них нелегко требовать взвешенного отношения, «здравого смысла», жесткой логики и спокойного расчета. Все эти качества русского архетипа, как объяснял Юнг, – результат чувственного восприятия жизни. Юнг обратил внимание и на то, что для русских очень важна внутренняя (душевная, духовная) сторона жизни. Порою она даже важнее, чем материальные вещи. Не случайно в их жизни (и в языке) такую важную роль играет понятие «душа». В других языках «душа» – это нечто эфемерное, что покидает тело после смерти. Для русских же это нечто материальное, как нить, связующая каждого человека с остальными, его alter ego, носитель этического идеала. Она может болеть, даже если «денег куры не клюют», гореть, подсказывать, обливаться слезами, ей может быть тяжело или легко, она может петь по утрам, быть нараспашку и т.д.

Существует множество русских пословиц в связи с этим: «Хоть мошна пуста, да душа чиста», «Как нет души, так что хочешь пиши!», «Чужая душа – потемки» ... Вряд ли в другом языке найдешь такую сосредоточенность на духовной стороне жизни человека. Французы, например, высоко ценят «сознание» – здравый смысл, трезвый ум, умение логически мыслить, они гордятся этими свойствами своего характера. А для русских эти качества не так уж и ценны: что ж, иной менталитет, иные ценности…

Просто поразительно, как это удалось К.Г. Юнгу чуть не полвека назад описать настолько точный и достоверный портрет русских людей, исходя из теории архетипа!

Русская культура привлекает людей думающих. Да, она не проста. Мы православные и у нас иные измерения. У нас масштаб планетарного размера. В Европе по другому. Постичь тайну русской души можно только проживая в России или общаясь с русскими за границей, которые больны ностальгией.

Психиатр Карл Юнг посвятил жизнь исследованию архетипов разных народов. Если инстинкт это генетически запрограммированное действие, то архетип это генетически запрограммированная единица восприятия. Есть коллективное бессознательное, которое оперирует архетипами и оно, бессознательное, лежит вне разума. Следовательно, у любого народа есть свои архетипы.

Русские иррациональны. Англосаксы, к которым можно отнести Юнга, познают мир через логику.

Чтобы познать русскую душу ее надо описать с помощью логики и вот тут появляется конфликт. Как логично описать иррациональное и алогичное? Следовательно, надо идти путем веры. Неотомизм, как философское направление современности говорит о том, что мир познается через науку и веру. Наука квалифицирует то, что надо изучить. Вера сразу дает понимание того, что надо изучить. Получается что русских надо изучать с помощью Веры, а не науки?

Вы можете представить картину: американец с душой нараспашку? Или что у американца душа болит от того, что у него денег много?

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — https://roman-n.livejournal.com/

Просмотров: 229 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото