С казачьими станицами дела всегда обстояли очень сложно. С одной стороны, в них жили те же русские и православные люди, как царь в Петербурге.
Из Центральной России сбегали крестьяне и становились вольными казаками. С другой – казаки – особый народ: со своей культурой, со своей воинственностью, со стремлением к свободе.
Не случайно же большевикам дольше всего пришлось возиться с казаками, которые, вроде выступали за веру и Отечество, а вроде и хотели создать свою государственность, чтобы не зависеть от российской столицы.
Казачки царской России: в чем они были не похожи на русских женщин?
А чем казачки отличались от других русских женщин?
На мой взгляд, очень многим. Я понимаю, что это не тот ответ, которого вы ожидаете, поэтому перехожу к конкретике:
1. Самостоятельностью и состоятельностью. Мужчины часто уходили в походы, оставляя хозяйство на жен. А те не терялись – всё смело брали в свои руки, занимались не только женской работой, но и мужской. А как иначе? Нужда заставит. Если не справишься, то останешься без хлеба, скота и всего остального. Муж придет, а хозяйство сгинуло вместе с женой. Нет, это не дело.
Казачки царской России: в чем они были не похожи на русских женщин?
Воевали, конечно, и крестьяне. Но с ними дела обстояли совсем по-другому. Когда крестьянин мирно спал в своей избе, казак с шашкой сражался, к примеру, против турок.
Забавно, что некоторые казачки настолько часто оставались одни дома, что были сноровистее своих мужей в вопросах поддержания домашнего хозяйства.
2. Свобода и инициативность. Причины всё те же: мужчины уходили воевать. Кто-то должен был решать вопросы дома. Да, часто за главного оставался дед-казак. Но это, как королева в Великобритании – символ. Вопросы-то в Англии решают министры и парламент. Так и у казаков: заслуженный дед был символом, часто такой человек, в силу возраста, был не в состоянии принимать адекватных решений. За него это делала невестка. Крестьянки имели минимум прав, потому что главами семей были мужчины, и они всегда находились «туточки», а не где-то там – в районе Босфора.
Казачки царской России: в чем они были не похожи на русских женщин?
Казачки же смело решали бытовые вопросы, проворачивали торговые операции – чувствовали себя самыми настоящими хозяйками.
3. Боевитость. Есть про это и у Шолохова, есть у других авторов. Казачки прекрасно умели обращаться с холодным и огнестрельным оружием. Иначе никак. Кто ж будет дом защищать? Любопытно, что казачки не только свои дома защищали. Исторический факт: в обороне Азова принимало участие около 800 женщин.
4. Свобода и честь. С замужними женщинами должно быть всё понятно. На них было: хозяйство, защита дома, решение важных для рода вопросов и всё остальное. А как обстояли дела с незамужними девушками?
Их никто не ограничивал. Молодые казачки могли находиться в мужском обществе. Только шуток и всего прочего лишнего не терпели. Честь была превыше всего.
Казачки царской России: в чем они были не похожи на русских женщин?
Известно, что многие казаки приводили себе жен из походов. Их называли «ясырками». Опять-таки у Шолохова в самом начале «Тихого Дона» про это написано. Только бабушке Григория не повезло. А так – ясырки, зачастую, были полноправными членами общества и вели себя точно так же, как и остальные казачки. В некоторых станицах ясырок было большинство. И никто не говорил, что женщины – пришлые. Их воспринимали как обычных казачек.
Таким образом, можно говорить, что на Дону, когда в стране была монархия, царила самая настоящая демократия. Женщина уже была человеком. Но, видимо, так вышло, в силу объективных причин, потому что мужчины часто воевали, а не потому что кто-то из атаманов поддерживал идею равноправия полов.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — https://zen.yandex.ru/