Тысячелетняя история России, особенно ее пятивековой Московский период, самый блистательный по выявлению своей государственной одаренности и своей здоровой национальной самобытности, подготовивший величавую мощь и красу Российской Империи, рассказывает нам всеми своими страницами, что Русь только потому уцелела, росла, крепла и цвела под тяжестью терзающих ее напастей, что в основе государственного благоустроения Земли Русской лежало соборное начало, — лежала Земщина, — мощь и воля Земли, — всей Земли.
Это начало не сразу оформилось в законченный институт, но оно сразу Верховную Власть поставило вплотную к Церкви и по линии роста на Руси христианского вероучения слило эти две силы с Народом, укореняя в жизни не только юридические отношения, но и чувство нравственное.
Проф. В.О. Ключевский так отмечает этот момент, очень важный в истории развития соборного начала Русской Власти:
— «Церковь на Руси ведала тогда не только одно дело спасения душ. На нее возложено было много чисто земных забот, близко подходящих к задачам Государства. Она является сотрудницей мировой государственной власти в устроении общества и поддержания государственного порядка». (Изд. 1909 года, стр. 48).
Все содержание Церковного устава Великого Князя Ярослава, сына Владимира Святого, удивительно живо и полно повествует о том, что действие Церкви распространилось не только на быт и нравы русского общества X-XI веков, но и на политический порядок страны.
— «Церковь старалась, — пишет проф. В.О. Ключевский, — устранить некоторые тяжелые следствия тогдашнего политического порядка, например: княжеские усобицы и внушить лучшие политические понятия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистые средства действия. Точно так же, не касаясь прямо ни форм, ни начал русского юридического быта, Церковь прививала к нему новые лучшие юридические понятия и отношения и с помощью их изменяла быт и нравы общества» (Изд. 1909 года, стр. 50).
Из этой беглой попутной справки читатель уже видит, что соборное начало, — начало деликатного кооперирования Русской Верховной Власти с Русской Церковью завязалось еще в Х веке и достигло высшей точки своего красочного развития в период Московского Царства, то есть, длилось фактически свыше семисот лет. Оно то, это соборное начало позволило Руси пройти сохранною через все ее погромы и разгромы и расцвети в диковинную Империю и естественно составляло и составляет явление действительно феноменального порядка, единственное в Мировой истории. В глазах иностранцев это явление было и до сих пор остается «великой несообразностью», чем-то непостижимым и вообще «определенно непонятным», а, может быть, даже и ненормальным. Но соборное начало было и оно остается русским явлением, глубоко индивидуальным.
Это явление взращивалось и проверялось веками. Именно оно зародило и укрепило, подняло и раскинуло то, что известно человечеству под именем Исторической России. Именно оно, это соборное начало, вопреки всем окаянным условиям – климатическим, географическим и военно-политическим создало в России поистине самую совершенную форму демократического устройства, какая только известная Мировой истории, — Соборную Монархию или, выражаясь на современном языке, Демократическое Самодержавие, — такой режим, при котором Царь, Народ и Церковь совместными усилиями своей мысли, воли и православной совести ковали государственное благополучие своей страны. И ковали блестяще, — иначе крохотный удел Данилы не разросся бы в великую и цветущую Империю, не дал бы столь блестящую систему управления и столь блестящую культуру русскую.
Вот почему, — выражаясь словами Ив. Солоневича, — мы не хотим борьбы за власть, мы хотим соборность власти, — такой, какой эта соборность была на практике достигнута в Московской Руси и создала там государственный строй, до какого Петербургская Империя так и не сумела дойти (см. «Народную Монархию», часть I, стр. 108).
Отсюда понятно ревнивое отношение к соборному началу, которое несет в себе все элементы органического, самого живого, тесного и честного сотрудничества Верховной Власти, Церкви и Народа и которое, действительно, крепко и грозно стоит на страже и общегосударственных и общенародных интересов. При соборном начале народными представителями являются представители от всего населения, от всех его слоев и категорий, — лица, профессионально связанные с местом и со всей сферой своей работы и потому, конечно, максимально сведущие по линии той области государственного хозяйства страны, которую они представляют, как специалисты.
На Всероссийских Земских Соборах Московской Руси мы видим представителей административных, военных, церковных, торгово-промышленных и общественно городских и сельских кругов со всей Земли. Кадр этих представителей составляется по принципу территориальному и профессиональному и эти представители естественно заинтересованы не в том, как бы это половчее и понапористее дорваться до власти и сесть на шею народную, а исключительно в том, как бы возможно полнее и возможно вернее осветить, защитить и укрепить интересы Государства по данной линии государственно-хозяйственной жизни.
Этим лицам, чтобы быть избранным в Земский Собор, не надо ничего обещать, а, следовательно, и лгать своим избирателям, им не надо никого подкупать или соблазнять, обволакивать и обманывать какой бы то ни было пропагандой и тратить на нее бешенные деньги, иногда очень темного происхождения. Этим лицам требуется только одно: — знать возможно полнее и понимать возможно глубже ту сферу труда, которую они представляют, и освещать эту сферу возможно честнее. Наиболее знающий, толковый и живой, наиболее честный и верный сын своего народа сам собою, силою своего труда, своей даровитости, своих познаний, своего опыта и своего душевного благородства автоматически выбрасывается на гребень жизни и посылается представителем Народа на Земский Собор.
Одаренные по природе, преданные своему делу и верные своей стране, эти люди – члены Московских Земских Соборов работали так, как никогда не работали, да и не могут работать никакие парламентарии-партийцы. Именно по этой причине соборяне смогли построить и построили Великую Державу Российскую – диковинное Государство Российского Царствия.
М.М. Спасовский
Спасовскiй Михаилъ Михайловичъ родился въ 1890 году въ С.-Петербургѣ въ дворянской семьѣ. Учился на юридическомъ факультетѣ Петербургскаго университета, который окончилъ въ 1915. Еще будучи студентомъ, сталъ редакторомъ-издателемъ ежемѣсячнаго студенческаго журнала «Вешніе воды». Какъ позднѣе вспоминалъ К. В. Сахаровъ, «политическое кредо нашихъ сборниковъ было самое простое — русское, пытливое и ищущее, внѣ всякаго партійнаго политиканства… Пожалуй, именно это невольно и привлекало къ себѣ доброжелательное вниманіе многихъ противниковъ разложенія и разрушенія Исторической Россіи».
Спасовский также тѣсно сотрудничалъ съ Союзомъ Русскаго Народа, печатался въ «Вѣстникѣ Союза Русскаго Народа» и «Русскомъ знамени».
Въ февралѣ 1926 года Спасовскому вмѣстѣ съ семьей удалось эмигрировать въ Персію, гдѣ онъ сталъ придворнымъ архитекторомъ шаха Рѣза Пехлеви. Въ это же время Спасовский дѣятельно включился въ политическую жизнь патріотической части бѣлой эмиграціи, проявивъ себя въ качествѣ одного изъ самыхъ яркихъ и выдающихся публицистовъ Русскаго Зарубежья. Онъ опубликовалъ (въ томъ числѣ и подъ псевдонимами «М. Гроттъ» и «М. Недзвецкiй») множество блестящихъ статей въ «Двуглавомъ орлѣ», «Націи», «Нашемъ пути», «Новомъ словѣ», «Русскомъ авангардѣ», «Сигналѣ», и другихъ національно-патріотическихъ изданіяхъ.
После 2-й мiровой войны жил в Австралии, где в и скончался в 1971 году.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — https://euroasia-science.ru/