Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Четверг, 28.11.2024, 08:27

22:53
Уничтожение трудом
фото
Ровно 90 лет назад был создан ГУЛАГ – Государственное управление лагерей ОГПУ СССР. За годы существования советской концлагерной системы через нее прошли более 10 миллионов человек.

Еще в июле 1918 года Центральный карательный отдел Наркомата юстиции, ведавший местами заключения в РСФСР, выпустил специальную инструкцию и сформулировал два новаторских принципа большевицкой пенитенциарной системы: самоокупаемость и “полное перевоспитание” заключенных. С осени 1922 года функционирование учреждений изоляции и исправления в основном обеспечивало Главное управление местами заключения - ГУМЗ НКВД РСФСР. При этом чекисты сохранили свои обособленные тюрьмы и лагеря, в первую очередь, Управление Соловецкого лагеря особого назначения - УСЛОН, благодаря чему позднее возникла всесоюзная концлагерная система.

Вопреки предсказаниям партийных теоретиков, численность заключенных в СССР по мере социалистического строительства не сокращалась, а росла: с 80 тысяч на 1923 год до 200 тысяч на 1927 год. Постоянно возникали проблемы с их содержанием. В декабре 1926 года увидело свет постановление Высшего совета народного хозяйства “Об использовании на лесозаготовках труда заключенных”, но самоокупаемости учреждений ГУМЗ все равно достичь не удавалось.

Однако органы ОГПУ к 1929 году накопили полезный опыт по эксплуатации “контрреволюционеров” - “каэров” в УСЛОНе, в первую очередь на лесоповале. 11 июля 1929 года Совнарком принял постановление о создании исправительно-трудовых лагерей - ИТЛ, именовавшихся во внутриведомственной переписке “концлагерями принудительных работ для освоения природных ресурсов отдаленных районов”. В местные исправительные учреждения НКВД теперь направлялись осужденные на срок лишь до трех лет.

Получавшие от трех лет и выше этапировались в лагеря ОГПУ. Сеть чекистских лагерей стремительно росла: Управление северных лагерей особого назначения, Дальневосточный ИТЛ, Сибирский ИТЛ. В 1930 году возникли Казахстанский и Среднеазиатский ИТЛ. На 1 июля 1929 года число заключенных в лагерях ОГПУ составляло 22848 человек, к 1 января 1930-го - уже 95064, а к 1 июня 1930 года превысило 155 тысяч человек. Массовое раскулачивание и коллективизация увеличили поток “большесрочников”. Использование дешевой рабской силы требовало централизованной организации.

25 апреля 1930 года на основе принятого 7 апреля постановления Совнаркома увидел свет приказ № 130/63 за подписью заместителя председателя ОГПУ Мессинга “Об организации Управления лагерями ОГПУ”. Менее чем через год новая структура в центральном аппарате органов госбезопасности получила статус Главного управления. К апрелю 1931 года численность заключенных в концлагерях ОГПУ достигла 234600 человек, годовая смертность среди которых составляла примерно 3%. В следующем году смертность возросла почти до 5%, а в 1933 году она превысила отметку в 15%. В 1933 году в СССР умер каждый шестой заключенный - более 70 тысяч человек.

В 1931–1934 годах произошло объединение всех мест заключения, включая спецпоселки для раскулаченных, и в 1935 году ГУЛАГ НКВД превратился в монстра, распоряжавшегося рабским трудом заключенных на бесчисленных социалистических стройках. Спецпоселки зачастую оказывались еще хуже лагеря. Вот фрагмент рассказа одного из бывших заключенных, который в 1930-е годы работал на лесозаготовках в местах спецпоселений: “Свалишь дерево, начнешь прижимать его к земле и увидишь в начинающем оттаивать снегу кучку - трупы отца, матери и малых деток, в скорчившемся виде. Это, из административно-высланных, которые уходили и погибали в лесу. Часто попадались такие “кучки”.

К 1 января 1935 года численность узников в Советском Союзе, по официальным данным, превысила 1 миллион человек. Во время “ежовщины” в тюрьмы и лагеря хлынул поток новых заключенных. Несмотря на высокую смертность и массовые расстрелы во время “большого террора”, их численность не уменьшалась, а увеличивалась. По состоянию на 1 января 1939 года в лагерях, тюрьмах и колониях НКВД содержалось, по официальным данным, почти два миллиона человек. Из них примерно 650–700 тысяч “каэров”. Если добавить к ним так называемых “трудпоселенцев” в спецпоселках для раскулаченных, то получится, что накануне Второй мировой войны “страна советов” держала в местах лишения свободы 3,1 млн человек или 1,6 % населения.

Создание 90 лет назад специальной структуры лагерей ОГПУ совпало с внедрением в лагерную практику “метода Френкеля”, получившего название по имени начальника производственного отдела ГУЛАГа Нафталия Френкеля. Бывший заключенный сделал в ГУЛАГе завидную карьеру. В 1934–1938 годах он возглавлял БАМлаг, в 1941-1947 - Главное управление лагерей железнодорожного строительства, и благополучно вышел на пенсию в звании генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. Френкель предложил нормировать питание заключенного в зависимости от выработки. Для узников создавался эфемерный стимул, будто бы позволявший ударной работой добиться досрочного освобождения. На практике “ударная работа” в нечеловеческих условиях быстро превращала заключенного в “доходягу” и гарантировала скорую смерть если не в лагере, то вскоре после освобождения.

Так, в 1939 году в Карлаге суточные нормы питания заключенных на “общих работах” колебались в пределах от 400 граммов хлеба и двухразовой порции жидкого супа - “пониженная” до 800 граммов хлеба и двухразового горячего питания из двух блюд - “ударная”. Средняя продолжительность рабочего дня достигала 12–14 часов, а промобъект находился на расстоянии 8–10 км от лагеря. Когда же в результате истощения и потери трудоспособности заключенные не могли больше служить рабочей силой, их сбрасывали со счетов, при этом они были обречены на медленное умирание в инвалидных и санитарных лагерных пунктах, что, в сущности, было равносильно уничтожению. Заключенные лишались права на подобие человеческой жизни, хотя ее не хватало и “на воле”, где сталинский колхоз с “палочками” в табеле был таким же символом безнадежности, как и лагерь. Но в лагере узник не мог рассчитывать и на человеческую смерть.

По данным документов из ведущих российских архивов за 1930-1953 годы в исправительно-трудовых колониях побывали 6,5 миллиона человек, из них по политическим мотивам - около 1,3 миллиона. Через исправительно-трудовые лагеря за 1937-1950 годы репрессированных по политическим статьям прошло около двух миллионов человек. Опираясь на архивные данные ОГПУ-НКВД-МВД СССР, можно сделать вывод: за 1920-1953 годы через систему ГУЛАГа прошло около 10 миллионов узников, в том числе по статье “контрреволюционные преступления” около 3,7 миллионов человек. К этому нужно добавить около 6 миллионов спецпереселенцев.

Общее число погибших в советских концлагерях составляет, по далеко не полным данным, не менее 3 миллионов 700 тысяч человек: 1 миллион 700 тысяч заключенных, 1 миллион 200 тысяч спецпереселенцев и около 800 тысяч расстрелянных. В это число, по оценкам специалистов, не входят сотни тысяч так называемых актированных заключенных – т.е. освобожденных администрацией по актам еле живых “доходяг”, умиравших на свободе, за воротами лагерей, чья смертность не учитывалась в гулаговской статистике.

Во всей Российской Империи за тридцать лет в 1885–1915 годах в тюремной системе гражданского ведомства умерло 126 тысяч человек. В СССР столько заключенных погибло в системе ГУЛАГ в одном лишь 1938 году.

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — www.rusnation.org

Просмотров: 215 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото