Как понять раскол , откуда он происходит , что является причиной его и есть ли в РПЦЗ возможности его избежать ? Сложившуюся ситуацию должно рассматривать прежде всего с духовной стороны . Родоночальник всем расколам и распрям , как известно диавол , а люди бывают орудиями в его руках.
Происходит это потому , что увлекшиеся в раскол не имели никакого душевного делания , не следили за своими помыслами и чувствами , не читали со вниманием святоотеческой литературы.
Скорее всего были просто внешними исполнителями обрядов , не понимая действия внутренних душевных страстей , таких как гордость , тщеславие , сребролюбие. Человек , не понимающий внутренней брани всегда легкая добыча диавола , который по попущению Божию может запутать и представить все в ином свете, нежели есть на самом деле. Таково свойство ропота и недовольства ( или даже простой критики , к которой демоны всегда стараются примешать свои "аргументы против" ) , которое от невнимания и нерадения к себе переходит во вражду и памятозлобие с постоянным осуждением .
Диавол же подкидывает все новые "идеи" , постепенно увлекая в свои сети как можно больше людей , но используя как таран избранных им злонамеренных. Но вина в смуте лежит не только на диаволе , но и на самих людях , которые по гордости и духу противления хотят исполнять только свою волю , отвергая благое послушание . Отвергнув смирение и послушание и вдавшись полностью в противление , люди уже перестают видеть себя и становятся игрушками в бесовской игре.
Такими обольщенными ловко пользуются и агенты спецслужб , умело раздувая уже полыхающее пламя и следящие , чтобы никто не смог его потушить . Так совместными усилиями начинается раскол , заповеди Божии отвергнуты , страсти накалены , мнимое "исповедничество" под внушением демонов и агентуры спецслужб возведено на должный уровень и остается только закрепить достигнутое привлечением на свою сторону духовно спящего священника или еще лучше , епископа.
Мастерски играя на страстях под прикрытием "борьбы за соборность Церкви" , "за правду" , "за устав" , "за каноны" и т.д. состояние епископа также доводится до "кондиции" . Подбирая как попало , лишь бы выглядело более-менее правдоподобно , канонические правила и ведя массированную демагогию-пропаганду, агенты и их массовка ( а в первую очередь демоны через помыслы - домыслы ) выводят всю операцию на завершающий этап - оформление и закрепление раскола. И , наконец , сведя всех бунтовщиков вместе ( по возможности большее число ) , публикуется "итоговый документ" , так сказать "хартия" нового раскола со всеми "обоснованиями" , прежде всего эмоциональными и пафосными ( сколь бы нелепо они ни звучали !) , чтобы оправдать перед всеми свой поступок.
Разумеется , все контраргументы с противоположной стороны отвергаются , сколь бы убедительными они ни были , противник демонизируется многократно и постоянно , наказания игнорируются как "несправедливые и не имеющие силы и значения".
Все , круг замыкается , группа обольщенных отходит в "свободное плавание", попутно призывая всех оставшихся верных в свой раскол . Успеха не имеют ( или удается совратить еще кого-нибудь) и пребывают в своем расколе даже до смерти , потому что из этой сети крайне труден выход . Итог : диавол радуется погибели душ , оторванных от Церкви , спецслужбы радуются разрушению своего идеологического врага . Исторически в РПЦЗ действует одна и та же схема расколов , так как ереси не прививаются и приходится постоянно "трудиться" на раскольническом фронте , используя "традиционные методы" , разработанные еще с 20-х годов прошлого века.
Но как избежать раскола , и , если это искушение уже захватило определенное число людей , как помочь им понять это искушение и выйти из него победителями ? В том и состоит сущность духовной брани , чтобы уметь понять , что с тобою происходит и , несмотря на некоторое ( или серьезное ) увлечение , все же найти силы при помощи Божией и отсечь дальнейшее падение.
Главным спасительным жезлом при таком бедствии должно быть смиренномудрие ( смиренное о себе мудрование ) и послушание церковной дисциплине . Смиренномудрие не дает развиться самомнению , которое под действием диавола лишает человека благодати Божией ( Бог гордым противится , смиренным же дает благодать) , а послушание удерживает в ограде Церкви и хранит послушника от попыток диавола выманить его вовне и там уже надругаться над бедной душой, лишившейся спасительного покрова церковного. Смирение и послушание всегда подвергались бесовским насмешкам и издевательствам мира , клевещущего на них как на "пресмыкательство и человекоугодие" , но внимающий себе не должен обращать внимания на эти лукавые советы.
А находящийся в искушении должен просто усомниться в правильности того пути , к которому его склоняют помышления и советы "доброжелателей" . Усомнившись и воззвав к помощи Божией , искушаемый должен вспомнить слова Господа "Иго Мое благо и бремя Мое легко есть", которые направляют душу по пути заповедей Христовых , в которых послушание Богу и Его Церкви . Церковь же имеет установленную Богом законную иерархию , пребывая под управлением которой можно достичь спасения по милости Божией. Но пребывая вне послушания иерархии Церкви ( что то же , что послушание самому Богу , когда иерархия православная ) , спастись невозможно.
иеромонах Никандр
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.internetsobor.org/