Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Понедельник, 25.11.2024, 04:24

13:21
В.Даль: Правильно писать — РУСКIЙ…
фото
Владимир Даль утверждал, что писать «русский» с двумя «с» - неправильно, и писал с одной (руский язык, руский человек, руская земля...).

В летописях одна «с» - руский, руський.

Откуда появилась вторая «С»?

В своем словаре, Даль объясняет, что встарь писали «руский» с одной «с» - Правда Руская; только Польша прозвала нас Россiей, россiянами, россiйскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кирилицу свою и пишем русскiй!

* По правилам латинского правописания, если буква «С» одна, то читается она, как [З], а если две «СС», то читается [С]. В руском языке буква «С» всегда читается [С] и сдваивается весьма редко, например: ссора, ссужать.

Руский или русский.

«Для чего сдваивать согласные, когда это противно нашему языку, и при хорошем произношении, не может быть слышно?» - В.И. Даль.

Русин, русак – руский человек

Русь – это руский народ и название Державы (собственно Держава - это и есть народ, который сам управляет своей жизнью - Держава Русь). Русь - это форма множественного числа = руские люди. Позднее стали говорить РУСЫ, а в единственном числе РУСИН - р[оу]синъ (м.р.), р[оу]ска (ж.р.).

Одновременно с наименованием РУСИН в ходу было слово РУСАК.

1. Русак – человек с чертами руского народного характера – хороший простой руский человек. [Словарь Д.Н. Ушакова]

2. Русак – вообще руский человек, русачка – руская. [Словарь В.И. Даля]

3. Я не немец, а природный русак! - А.В. Суворов.

Для сравнения:

Русин , – не татарин, и не бусурманин, не немчин, и тем более не жидовин, и т.д.

Русак – не поляк, и не словак.

Неологизм русичи единственно встречается только в «Слове о полку Игореве».

* Руский - это прилагательное, а не существительное. Например, поляк, а его язык польский, англичанин - язык английский, китаец - язык китайский и т.д. Только в отношении руских делается исключение: руский... и язык руский.

Мы русы, - руские. Русак - язык руский... культура руская и т.д.

Руские – есть РУСЫ (великорусы, малорусы, белорусы)

Руские – это восточные славяне (руские, украинцы, белорусы) – в порядке убывания численности. Форма множественного числа - русь, позднее - русы; в единственном числе - русин, русак.

Русь - это не только имя народа, но и название земли на которой проживают руские люди. Наиболее ранние упоминания о Руси встречаются в Повести временных лет - «Новгородская Русь» и «Поход руси на Царьград».

В лето 6390 (882 год) князь Вещий Олег захватил Киев и объявил его столицей Руси:

«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: Да будет это мать городам руским».

* В XV-XVI веках, с распространением христианства ("греческой религии"), в церковно-книжных, а затем и официальных документах стали употреблять название «Россия». Соответственно вместо Великой, Малой и Белой Руси появились Великая Россия (Великороссия), Малая Россия (Малороссия), Белая Россия (Белороссия).

* В XVII веке под влиянием греческого языка возникает книжная форма россы (прилагательное росский).

* В XVIII веке слово россы получает окончательное оформление - россияне, но оно обозначало не всех жителей или подданных Российской Империи, а этническую принадлежность к рускому народу. В Российской Империи великорусы, малорусы, белорусы - это был один руский народ.

* В XIX веке руский народ вытеснил чуждое «россияне» словом «русские», только забыли про сдвоенную СС, о чем писал В.И. Даль

(см. Руский с двумя «С» - неправильно).

* В ХХ веке после великой иудейской революции 1917 г., русскими стали обозначать только великорусов. Причем «забыли», что руский - это прилагательное, а не существительное. На вопрос «кто?» ответом всегда служит существительное. Например, человек - англичанин, а его язык - английский; францз - язык французский, китаец - язык китайский и т. д.

И только в отношении руских людей делается «исключение», на вопрос «кто?» отвечают - руский, а его язык - тоже руский.

Мы - русы, а не руские.

Человек - великоРУС или РУСАК, а его язык - руский, руский дух, руские земли и т. д.

К вопросу о лечении истерии или хорошо забытое старое

Все народы похожи друг на друга, но у каждого свои тараканы в голове. И чем дальше в глубь веков, тем эти тараканы толще. Немцы прославились на весь цивилизованный мир плясками св. Витта, гаитянские негры оживляли мертвецов и по слухам втихаря делают это по сей день. Сибирские шаманы, употребив настой из мухоморов, отправлялись путешествовать в мир духов. Некоторые оставались там на совсем, поскольку мухомор – гриб серьёзный, от него и помереть можно.

Главным великорусским тараканом было кликушество – особый род истерии, распространённый по всей территории России, но в особенности - в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской, Вологодской и Курской губерниях. Сообщения о бесноватых мужчинах и женщинах известен с XI века, но собственно, термин «кликуша» впервые встречается в письменном источнике от 1606 г., сообщающем об их появлении в Перми.

Апогей кликушества приходится на XVII—XVIII века, эпоху церковного Раскола и петровских реформ. Во времена Даля эпидемия пошла на убыль, но и в наш просвещённый век бесноватые тётки встречаются. Кликушеству подвержены все возрасты — от 12 лет и до глубокой старости, как девочки, так замужние и вдовы. Однако, согласно Далю «…кликуша, большею частию, бывает какая-нибудь бездомная вдова, разсорившаяся с мужем, дурнаго поведения жена, или промотавшаяся со стороны нищая».

Как и любая приличная болезнь, кликушество не начинается вдруг. Заболеванию обыкновенно предшествует «период предвестников». Он начинается расстройством у будущей кликуши ее характера: она делается печальной, раздражительной, беспокойной, легко поддается влиянию ничем не объяснимого страха, тоскует, испытывает беспричинную ненависть и отвращение к людям, которых прежде могла даже любить.

Будущая кликуша часто страдает головокружениями, тяжестью в голове, бессонницей, слабостью, потемнением в глазах, сердцебиением, стеснением в груди, болью в желудке. К этим расстройствам вскоре присоединяются другие явления: часто наступающие вздутия живота, бурчания и странные ощущения в нем, трепетание под ложечкой и наконец чувство — как будто что-то «подкатывается под сердце и ложится тут, как пирог».

Место приступа выбирается не в поле и не в избе, а в людном месте, ибо для заболеваний такого рода необходимы зрители. Кликуши «…по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч.» Кликушество – заразная болезнь. Как отмечал Даль: «Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько. Другими словами, они друг у друга перенимают эти проказы, потому-что им завидно смотреть на подобострастное участие и сожаление народа, окружающаго кликушу и нередко снабжающаго её из сострадания деньгами».

В отдельную категорию Даль выделяет кликушество мужского рода: «Миряк – почти тоже между мужчинами, что в бабах кликуша: это также одержимый бесом, который кричит, ломается, неистовствует и обыкновенно объясняется голосом того или другаго зверя или вообще животнаго. Миряки в особенности появляются в Сибири, и по мнению некоторых, происходят от языческих шаманов».

Всё было бы хорошо, если б кликушество ограничивалось бесплатным представлением на паперти. Намного худший оборот дело принимало, если вслед за приступом истерии сельский «бабком» принимался выяснять, кто «испортил» их товарку. Припоминали и перебирали все ссоры, недоразумения, неприятности, которые имела больная с кем-либо. Часто сама кликуша в приступе неистовства выкликала имя испортившего ее. Тогда все сомнения отпадали и от фундаментального вопроса русского бытия «Кто виноват?» сельский мир переходил к другому, не менее насущному: «Что с ним делать?»

Порой такие расследования кончались печально для попавшего под подозрение человека. Например, в феврале 1879 года в деревне Врачеве Тихвинского уезда была сожжена в собственной избе солдатская вдова Аграфена Игнатьева, 50 лет, слывшая среди местного населения за колдунью, обладавшую способностью «портить» людей. К ответственности были привлечены 17 человек. Хотя на суде подтвердились все обстоятельства дела; подсудимые и свидетели чистосердечно рассказали все подробности дела, суд приговорил только троих к церковному покаянию, а остальных оправдал.

Ввиду чрезвычайно заразности кликушества и ущерба, наносимого кликушами крестьянскому хозяйству, Владимир Иванович Даль предложил чрезвычайно простой терапевтический метод: «Покуда на селе одна только кликуша – можно смолчать, потому-что иногда это бывает баба в падучей болезни (устаревшее название эпилепсии - прим. second_doctor ); но коль скоро появится другая, или третья, то необходимо собрать их всех вместе, в субботу, перед праздником, и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства: как рукой сымет».

Источник: Даль В.И. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» («Иллюстрация», 1845—1846, 2-е изд. СПб., 1880)

Даль, Владимир Иванович – отнюдь не кабинетный учёный, протёрший лысину в битве с пыльными томами. Даль – человек дела, обладатель громадных дарований и ещё больших недостатков. Памятник ему следовало поставить ещё при жизни и тут же снести, чтоб другим самородкам-дилетантам неповадно было нарушать академическое благолепие.

За свою жизнь Владимир Иванович успел побывать (загибайте пальцы) мичманом Императорского флота, военным врачом, писателем, членом-корреспондентом Академии Наук, политзаключённым (дважды), чиновником для особых поручений… Был в приятелях у известного питерского бузотёра и дуэлянта – Пушкина Александра Сергеевича. Даль консультировал Пушкина после злополучной дуэли на Чёрной Речке, а позже участвовал во вскрытии тела.

Перу Даля принадлежит знаменитая «Записка о ритуальных убийствах», которая в 2010 г. внесена в не менее знаменитый «Федеральный список экстремистских материалов» под номером 1494. Между прочим, Даль знал 12 иностранных языков. Воистину, талантливый человек талантлив во всём. На фоне этих свершений «Толковый словарь живого великорусского языка» выглядит побочным увлечением скучающего интеллигента. А ещё Владимир Иванович занимался практической психиатрией. http://ru-history.livejournal.com

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — http://ai-zhilin.livejournal.com/

Просмотров: 289 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото