Как только в военных флотах появились первые подводные лодки, инженеры многих стран задумались: а можно ли создать "судно", которое будет скрытно подбираться к противнику под землей.
Первый документ, дошедший до нашего времени, свидетельствующий о таких исследованиях, относится к 1908 году. Из него следует, что английский инженер И. Дайвер не только разработал идею и создал модель такого подземного судна (которое он назвал сабграундина), но и смог построить его первый опытный образец. При испытании подземная лодка углубилась всего на 5 метров, а затем у нее сломался один из загребающих ковшей.
Три года ушли у инженера И. Дайвера на создание нового, более совершенного аппарата, в принцип движения которого был положен "штопор". Новая сабграундина смогла проникнуть под землю уже на глубину 9 метров. И тут произошла катастрофа: взорвался паровой котел, инженер погиб, и дальнейшие работы по созданию английской подземной лодки были прекращены.
Прошло четверть века, прежде чем инженеры и военные вновь обратились к идее создания судна, "плывущего" под землей. Случилось это в Германии в 1933 году. Инженер-изобретатель В. фон Берн запатентовал немецкий вариант подземохода. Изобретение было засекречено и... отправлено в архив. Через 7лет граф Клаус Шенкфон Штауфенберг, будущий руководитель Июльского заговора против Гитлера в 1944 году, случайно наткнулся на архивные материалы.
Идея создания подземного судна, способного скрытно подобраться к противнику, заинтересовала его. Именно в это время генеральный штаб Третьего Рейха разрабатывал операцию "Морской лев" - по вторжению на Британские острова. Суда, способные сначала переплыть узкий пролив, разделяющий Францию и Англию, а затем под землей добраться до морских военных баз и вывести их из строя, могли бы сыграть в этой операции решающую роль.
Изобретателя разыскали и создали ему все условия для работы. В. фон Берн пообещал сделать аппарат, который бы вмещал пять человек, был способен двигаться под землей со скоростью 7 км/час и нести боезаряд массой 300 кг.
Но, к счастью для англичан, работы по созданию подземной лодки остановились на уровне лабораторных экспериментов. Гитлера в большей степени заинтересовали отработанные образцы реактивных снарядов ФАУ-1 и ФАУ-2, уже готовые к массовому производству. Работы над созданием подземной лодки были прекращены.
Правда, существует информация, что фашистской Германии все же удалось построить небольшие подземные лодки и даже использовать их в военных действиях. В 1943 году группой немецких инженеров под руководством Герберта фон Штрассе была разработана усовершенствованная модель штопорной субграундины, предложенная еще в 1908 году в Англии. Созданные им подземные лодки нашли применение в качестве скрытной десантной техники.
Военное судно, имевшее на своем борту 1-2 субграундины с несколькими десантниками, подходило к вражескому берегу. Здесь аппараты спускались в воду, своим ходом добирались до участков с мягким фунтом и вгрызались в него. Таким образом удавалось высадить десант в нескольких десятках метров от моря, за пределами береговой укрепленной полосы. Довольно часто такие подземные лодки терялись вместе со своим десантом. Поэтому после ряда неудач Герберт фон Штрассе был обвинен в шпионаже в пользу Эстонии и- расстрелян. Значительно больший военный интерес представляло бы использование подземного средства Midgard-Schiange ("Змей Мидгарда").
Его разработка началась в 1939 году. "Змей Мидгарда" должен был двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Он состоял из нескольких десятков соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый такой отсек имел длину б метров, ширину 6,8 метра и высоту 3,5 метра. В зависимости от поставленной задачи длина такого своеобразного подземного "поезда" колебалась от 399 до 524 метров. Впереди корпуса располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах. На ней располагались четыре бура диаметром 1,5 метра. "Змей Мидгарда" весил 60 тыс. тонн, а его " экипаж состоял из 30 человек.
Вооружение подземного судна было солидное: 1000 мин с 250 кг взрывчатого вещества в каждой, 100 малых зарядов по 10 кг взрывчатки. На всякий случай на нем было установлено и 12 спаренных пулеметов.
В энергетическое оборудование судна входило 4 дизельных электрогенератора вырабатывавших электрический ток для 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л. с. Око позволяло "Змею Мидгарда" двигаться под водой со скоростью 30 км/ч, проходить каменистые фунты со скоростью 2 км/ч, а мягкие грунты -10 км/ч. Существуют предположения, что в конце Второй мировой войны немцам удалось-таки испытать своего
"Змея Мидгарда". Но в военных действиях он точно не принимал участия. Последнее время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подземного судна и в СССР. Начались эти разработки в 1930-е годы. Правда, вначале планировалось использовать это судно в мирных целях. Изобретатель А.Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов создали проект подземохода. Этот подземоход должен был доставать до нефтеносных пластов и монтировать там нефтепровод. Первые испытания прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Но конструкция аппарата, прототипом которого послужил крот, оказалась ненадежной. Дальнейшие работы по его совершенствованию были признаны несвоевременными, а их инициатор А.Требелев репрессирован.
Перед самым началом Второй мировой войны, в январе 1940 года, на совместном совещании наркомов внутренних дел и вооружений было решено создать группу инженеров, которые начали бы разрабатывать "подземный крейсер". Перед ними была поставлена задача: восстановить разработки репрессированного в 1937 году инженера Требелева. Но начавшаяся война прервала эти работы.
Вновь к идее создания подземного судна вернулись уже после разгрома фашистской Германии, когда чертежи В. фон Верна попали в руки советских специалистов. На Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие выдающийся русский инженер-самоучка Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет. Он значительно усовершенствовал изобретение В. фон Верна. Лодку инженер назвал "Субтерин" и рассказал о своих идеях однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Последний использовал идеи Требелецкого в своих романах Тайна двух океанов" и "Покорители недр". В середине 30-х годов во время массовых репрессий Требелецкий был расстрелян.
Но реальные работы по созданию советского подземохода начались только в начале 60-х годов прошлого столетия, когда крупные советские ученые внесли в проект его создания ряд принципиально новых предложений и усовершенствований. Ленинградский профессор Г. И. Бабат предлагал использовать для снабжения подземохода энергией сверхвысокочастотные излучения. Говорил о возможном создании "подземных торпед" академик А. Д. Сахаров. В итоге с учетом трофейных чертежей, отечественных разработок А. Требелева и Р. Требелецкого, а также высказанных предложений ученых было создано несколько вариантов подземоходов.
Только в 1962 году на Украине, в местечке Громовка, построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок "Боевой крот". Энергией лодку обеспечивал бортовой атомный реактор. "Крот" имел титановый корпус диаметром 3,8 метра и длиной 35 метров. Экипаж шестнадцать человек и скорость движения под землей - до 7 км/ч. Цель нового оружия формулировалась как "поиск и уничтожение ракетных шахт и бункеров противника".
Атомные подземные лодки испытывались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабине. В ходе последних испытаний на Урале "Боевой крот" прошел более 15 километров в твердом грунте, разрушил бетонный бункер и отчего-то взорвался, причем взрыв зафиксировали американские сейсмографы. После уральской катастрофы дальнейшие испытания "Боевого крота" были прекращены. А все материалы по проекту засекречены. Только в 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появляться сообщения о "Боевом кроте", остатки которого ржавели под открытым небом до 90-х годов.
Позднее других стран попытку создать подземные лодки предприняли американцы. Послухам, они воспользовались для этого разработками подземной сабграундины, сделанными в фашистской Германии группой немецких инженеров под руководством Герберта фон Штрассе. В 1968 году чертежи Г. фон Штрассе неожиданно "всплыли" в Париже. Их обнаружил в архивах французский историк Франсуа Ландузье. Но через восемь дней он пропал без вести, переправляясь через Ла Манш на пароме "Санта Дравент". Паром неожиданно взорвался и утонул. В гибели судна британская желтая пресса обвиняла ЦРУ, однако историю быстро замяли.
Положительные результаты в подземной навигации США стали возможны благодаря развитию в стране ядерной энергетики. По просочившейся в прессу отрывочной информации стало известно, что было построено несколько довольно удачных образцов штопорных сабграундин и что были осуществлены две удачные попытки пилотируемого подземного перемещения и четыре неудачные. По мнению некоторых исследователей, о скрытной подземной навигации свидетельствуют осадка отдельных прибрежных территорий и случаи землетрясений в совершенно неожиданных местах.
"Змей Мидгард": как работала немецкая подземная лодка
В современной печати порой можно встретить упоминания о многочисленных проектах подземных лодок, которые большинство читателей считает газетными утками. Напрасно.
Проекты подобных механизмов не только существовали в реальности, но и были запатентованы в Германии накануне войны. Подземная атака на Великобританию Впервые проект подземноводной лодки появился в 1933 году. Его официально запатентовал немецкий инженер Хорнер фон Вернер.
Правда в военном ведомстве Германии ввиду отсутствия средств уникальное изобретение засекретили и тут же спрятали в архив. Вспомнили о нем лишь после начала Второй мировой войны. Немцам необходимо было захватить Великобританию, однако ее острова выглядели неприступной крепостью. Тогда в 1940 году граф Штауффенберг предложил попробовать реализовать проект Хорнера фон Вернера. Предполагалось, что подземные лодки, подобно кротам пройдут под Ла-Маншем, чтобы провести подрыв укреплений англичан.
Согласно проекту экипаж подобной подземной лодки составлял 5 человек, скорость 7 км/ч, а боевой заряд доходил до 3400 кг. Проект не был реализован исключительно из-за интриг Геринга, который убедил Гитлера, что атаковать Великобританию следует исключительно с воздуха. Змей Мидгард снова в строю В то же время необходимо отметить, что тридцатые годы двадцатого века оказались на удивление богатыми на различные проекты подземных лодок.
Одновременно с механизмом Хорнера фон Вернера в Германии существовал проект подземной лодки под кодовым названием «Змей Мидгард». Его разработчиком стал известный инженер Риттер.
В отличие от своего конкурента «Змей Мидгард» мог одинаково хорошо передвигаться под землей, под водой и по суше. Инженер вышел с предложением создания двадцати подобных машин для атаки на все ту же несчастную Великобританию. Тем не менее, стоимость каждой машины кусалась, составляя до 30 миллионов рейхсмарок.
Именно дороговизна проекта не дала его реализовать на практике. Чертежи подземного крейсера были возвращены инженеру на доработку и о них будто бы благополучно забыли. Правда, после войны в штольне неподалеку от Кенигсберга советскими войсками была раскопана конструкция некой машины с виду напоминавшей не то гусеницу, не то подземный состав.
Советское командование предположило, что найден экспериментальный образец одной из подземных лодок немцев. Фактически это был подземный состав аналогичный железнодорожному, состоящий из нескольких квадратных вагонов.
Каждый из них имел размеры семь на семь метров и около 3,5 метров высотой. Общая длина подземной лодки равнялась 500 метрам. Вместо «паровоза» в голове состава располагалась огромная буровая установка с четырьмя бурами полутораметровой длины. Вращались они благодаря дизельным генераторам, расположенным в квадратных вагонах.
На вооружении подземного поезда стояло сто 250 килограммовых мин, тысяча 10 килограммовых и 12 пулеметов для защиты лодки, в случае ее подъема на поверхность. Кроме того подземная лодка имела специальные снаряды для подрыва скальных пород, выпускаемых двумя торпедными аппаратами.
Управлять движущейся махиной должен был экипаж из 60 человек, для которых на борту подземной лодки существовала кухня и вместительная спальня.
Двигалось механическое чудовище со скоростью 3 км/ч под землей в каменистом грунте, 10км/ч в черноземном грунте, 3 км/ч под водой и до 30 км/ч на земле.
То, что советскими военным был обнаружен реальный образец подземной лодки однозначно говорило в пользу того факта, что данный аппарат мог быть испытан на практике. К счастью в войска его поставить не успели из-за наступления советских войск и окончания войны.
Ещё посм., Советские подземоходы
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://russian7.ru/