О неисчерпаемый Источниче Богородице Марие!
Даруй душевное и телесное здравие всем
с любовью Тебя призывающим!
Не умолчим о чудесах, явленных Божией Матерью от Святых икон Ея. Чудотворность икон является ради молитв и твердой веры: молитва веры - духовная сила, которая привлекает силу благодати и сама возвышается чудесами милосердия Божественного.
Россия первыми начатками христианства своего обязана милосердию Пречистой Девы.Сколько раз избавляла Она от опасностей, спасала от врагов православные страны нашего Отечества? По особенной благодати Божией Россия получила много чудотворных икон, которыми укреплялась вера русских в предстательство Богородицы. История одной из них редкой и, казалось бы, утраченной иконы Пресвятой Богородицы, известной под именем Одигитряи Филермосой, неразрывно связана с Россией и католическим орденом Святого Иоанна Иерусалимского. Господу было угодно на малое время соединить воедино Православную Империю и Державный Мальтийский орден, чьей святыней и была много веков икона Пречистой Девы.
Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам Апостолов. В церковных песнопениях упоминается, что Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы, был написан Святым Апостолом и евангелистом Лукою, спутником и сотрудником Апостола Павла.
Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству. У них она пребывала на протяжении трех столетий.
Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим где ей, по воле Божиеи, также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга. Пульхерия, как звали сестру Императора, со страхом Божиим, при большом стечении народа с честью поставила бесценный образ в новоустроенной Влахернской церкви. В храме многие верующие во Святую Троицу получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.
Более семи веков чудотворная святыня хранилась в граде Святого равноапостольного Императора Константина. Но после захвата в 1203 году крестоносцами Константинополя, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Сей город через 88 лет был атакован и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейском море.
Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре, С 1309 года более двух веков святыня хранилась на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацинов.
В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и началась осада крепости и столицы ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. В обороне участвовали и женщины. 20 декабря 1522 года над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, в том числе говорилось: "чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы... за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова". Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим. опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.
24 марта 1530 года император Священной Римской Империи Карл V (1519-1556 гг.) передает острова Мальта, Комино и Гоцо и крепость Триполи в Ливии ордену иоаннитов на вечные времена. 26 октября того же года святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта. Так чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы, по воле Божией, обретает новое пристанище в форте Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее в замке Святого Михаила - главной резиденции Мальтийского ордена.
По молитвам к Заступнице Небесной была разбита тридцатитысячная турецкая армия султана Сулеймана, под командованием сераскера Мустафы-паши, высадившаяся 19 мая 1565 года на юго-восточной части острова. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Матери Божией Победной. 15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город.
Здесь в столице Державного Мальтийского ордена Иоанна Иерусалимского городе Лавалетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с алтарем и поместили чудотворный образ писанный Святым евангелистом Лукой.
С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, стражем Богоустроенного порядка и мира.
Первым православным христианином, подданным Российской Империи узревшим мальтийские реликвии и прикоснувшимся к ним был боярин Борис Петрович Шереметев, генерал-фельдмаршал российских войск и специальный посланник Царя Петра I Алексеевича (1696-1725 гг.). Произошло это событие 1 мая 1698 года, что было засвидетельствовано в записках о 9-дневном путешествии, опубликованных сыном фельдмаршала в Санкт-Петербурге в 1773 году: "Мая 8 числа боярин в церкви святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд-магистр, и все кавалеры слушали литургию и все причащались.
По окончании литургии выносили с процессиею и пением руки святого Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать". (И далее идет редчайшее описание десницы). "Та святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показу ют же оную руку всенародно годом немногажды".
Воспользуемся первым за многие века описанием десницы Святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, чтобы рассказать об истории обретения Мальтийским орденом этой святыни.
Промыслу Божию угодно было засвидетельствовать истинность Православия множеством нетленных мощей Святых угодников Божиих. Мы ведаем, что Святые прославляются Создателем чудесным образом в различной мере. Тела Святых и угодников Божиих, пребывающие в нетлении, укрепляют нас в истинности христианского учения о воскресении мертвых и жизни будущего века.
Видя пред собою святые останки почивающих среди нас Святых, мы чувствуем, что они помогают нести наше земное бытие и видимо посредствуют между нами и Творцом. И силой Божией совершаются от них чудеса непрестанно там, где есть горячая молитва в их заступничество, слезное молитвенное воздыхание и упование на милосердие Владыки.
Нетленные телеса - милость Божия, пребывающая с нами до скончания века. Бог дивно являет мощи угодников Своих и первого из них - Ангела пустыни. Святого пророка, Предтечи и сродника Господня Иоанна Крестителя-
По преданию нетленная правая рука его принесена Святым евангелистом Лукою из Севастии, где было погребено тело пророка его учениками, в Антиохию а позднее и в Халхидон. В Х веке десницу Святого пророка перенесли в Константинополь, где она пребывала более пяти столетий. По взятии в 1453 году, после длительной осады и штурма войсками турецкого султана Мсхмсда II Константинополя, святыня оказалась в плену у магометан.
По смерти второго Александра Македонского, как называли Мехмеда II в Европе, сын его султан Баязид II в 1484 году, не желая ссориться с велики магистром ордена Пьером д'Обюссоном, у которого в это время находился его конкурент и претендент на турецкий престол (его младший брат принц Зизим), передал в дар ордену величайшую Святыню христианства - правую руку Святого пророка и Крестителя Господня Иоанна.
На этой святой руке отсутствует два пальца - малый и средний. Мизинец находился с 1200 года в Студийском монастыре, откуда позднее был перенесен в Константинополь, где и храниться до сего дня вне стен храма, в темнице - Оттоманском музее. Средний перст Святого Иоанна Крестителя был принесен Святителем Саввой Сербским Патриарху Герману и царю Ласкарису и был положен в монастыре Жиче.
В течении многих десятилетий святыня хранилась в Печской Патриархии. Но в 1458 году, когда погибло под ударами турок Сербское Царство, Елена, супруга Чурчева - сына деспота Лазаря Баранковича, перенесла ковчег со Святым перстом в Морею, к своему отцу Тому Палеологу.
Последний, спасаясь от турок, передал святыню римскому папе Пию II (1458-1464 гг.), который не только вынашивал план обращения в христианство турецкого султана, но и предпринял усилия по организации большого крестового похода с целью отвоевать у турок Константинополя. 14 (27) августа он тщетно ожидал появления союзнического флота, который он собирался лично препроводить до Босфора. Когда же его известили о том, что ни один корабль не прибудет, Пий II умер от огорчения. Но прежде он передал перст Святого пророка и Крестителя Господня Иоанна в храм Святой Марии Сиенской, в родной город, где до избрания на папский престол он был епископом. Раз в году эта святыня выносится для поклонения верующим, пребывающим в Сиену со всего мира.
Вернемся теперь к событиям трехвековой давности.
Спустя два месяца после ознакомительного визита боярина Бориса Шереметева, на остров Мальта 19 июля 1698 года пребывает стольник, боярин П. А. Толстой. Изучив укрепления самого города и фортов, он вместе с гроссмейстером ордена осмотрел соборную церковь Святого Иоанна Предтечи, где пребывали в ту пору мальтийские реликвии. На том визиты до времени прекратились, но с 1764 года на Мальту по приказу Государыни Императрицы Екатерины II (1763-1796 гг.) отправляются многие русские офицеры и государственные деятели.
Спустя 100 лет после первого визита в столицу ордена русских православных христиан, по воле Божией, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы и другие святыни покидают Мальту.
10 июня 1798 года остров без сопротивления был захвачен 40 тысячной армией французского тирана Наполеона. Двумя днями позднее на борту флагманского корабля "Орион" была подписана капитуляция, названная из уважения к прошлой славе ордена, конвенцией. В "благодарность" за не оказанное сопротивление французский диктатор присвоил себе все богатства рыцарей. Кафедральный собор был ограблен полностью, одних только книг с Мальты было вывезено 972 840 экземпляров (все они погибли на корабле близ Египта). Как указывали очевидцы: "Сокровища, взятые здесь ими, были бесчисленны". По милости Божией величайшие христианские святыни были спасены от рук богоборцев.
Покидая Мальту по приказанию прокаженного революцией французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою святыни - десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери и символы ордена (печать, корону и "кинжал чести").
На малое время христианские реликвии оказались в городе Триест, а позднее в Риме и в Австрии, где частным порядком пребывал низложенный магистр ордена. Он сообщил о добровольном отказе от титула великого магистра Мальтийского ордена лишь через год, сообщив о том в письмах австрийскому императору Франциску II (1792-1806 гг.) и Государю Императору Павлу I. Но будущее чудотворного образа и святынь христианских было уже предрешено.
15 августа 1798 года оставшиеся верными Господу и клятве защищать христианство кавалеры и сановники ордена из России и Европы низложили магистра Гомпеша, сдавшего Мальту без боя Наполеону. Обвинив его в "глупейшей беспечности" и возможным соучастником измены рыцари попросили Государя Императора Павла I Петровича (3796-1801 гг.) принять Мальтийский орден под свое державство. Однако, самодержец Всероссийский не спешил с принятием этого титула и сделал это только 24 ноября 1798 года.
Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного Государя способного противостоять стремительно расползавшийся революции, которая докатилась до папского государства и подчинила его власти (1797г.) французской Директории. Двумя годами позднее по приказу Наполеона генерал Бертье вывез Пия VI (1775-5799 гг.) в Сиену, во Флоренцию, а затем и на юго-восток Франции в крепость Баланс на реке Рона, где папа вскоре и умер.
Государь Император Павел I в манифесте при восшествии на Престол Государства Российского объявил о своем желании всеми угодными Богу возможными средствами противиться "неистовой французской республике", угрожающей всей Европе "совершенным истреблением закона, прав, имущества и благонравия ". Государь дал французскому королю Людовику XVII убежище в Митаве, а на Волыни и Подолии разместил 7 тысячный корпус, состоявший из 5 полков французов-эмигрантов на русской службе, под командованием принца Конде. К тому же Государь управлял миллионами католиков Российской Империи и дефакто мог быть главой ордена. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме Франции, Испании и Рима.
Именно это международное решение получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора Священной Римско-германской империи и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Он был последним неправославным монархом у которого во владении находилась чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы и другие святыни Мальтийского ордена - десная рука Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и часть древа Животворящего Креста Господня.
Австрийский император перед угрозой французской революции искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул великого магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению и приказал конфисковать у него священные реликвии ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии. Святыни в числе которых была и чудотворная Филермская икона Божией Матери были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию ордена - в Санкт-Петербург.
200 лет назад, величайшие для всего христианского мира святыни пересекли границу Православной Державы Российской. С того дня и до сего времени мы веруем несомненно, что Промысел Божий привел эти святыни на русскую землю во утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной христианской веры.
В августе 1799 года депутация Мальтийских рыцарей была принята в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I - 72-м Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари просили Самодержца принять святыни ордена за оказанные русским Императором благодеяния и заботу. Приняв дары Государь повелел отметить это событие с особой торжественностью.
В сентябре 1799 года Двор перебрался на осеннее время из Санкт-Петербурга в Гатчину, принадлежавшую с 1783 года цесаревичу Павлу, будущему Императору. На 12 (25) октября были назначены два важнейших события. Первое касалось Августейшей семьи - бракосочетание старшей и любимой дочери Государя Великой Княжны Александры Павловны (1789-1801 гг.), которая по воле отца выходила замуж за эрцгерцога Австрийского, палатина Венгерского Иосифа (1776-1841 гг.). Союз этот укреплял дружбу и оборону двух держав пред угрозой французского вторжения. Второе и важнейшее для нашего Отечества событие - торжества по случаю перенесения из Мальты Филермской иконы Божией Матери и двух других христианских святынь и орденских реликвий.
В 10 часов утра из Гатчинского дворца выехал Императорский 'кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации и краткого молебна все отправились обратно во дворец. Торжественно во главе Крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта (1765-1839 гг.), везший на красной бархатной подушке золотой ковчег с десницей Святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
За графом следовали мальтийские рыцари, везшие небольшую чудотворную икону Божией Матери Филермо и крест из части древа Животворящего Креста Господня. Рядом с каретой в парадном облачении великого магистра шел Государь Император Всероссийский Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей. По прибытии ко дворцу Павел I сам взял золотой ковчег и внес его в дворцовую церковь, где святыня была положена на отведенное для нее место.
Государь незамедлительно распорядился выделить свыше 7 фунтов золота ювелиру Ф. К. Теремену для изготовления золотой ризы для чудотворной Филермской иконы Божией Матери. Риза была также усыпана драгоценными камнями. Тогда же было изготовлено два ковчега - для десницы Святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста Господня.
Так свершилось, по милости Божией, выдающееся для Отечества нашего и Русской Православной Церкви деяние - Россия обрела три великих христианских святыни.
В память этого события Русская Православная Церковь установила 12(25) октября празднование - перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Св. Иоанна Крестителя. Праздник торжественно отметили еще лишь раз в 1800 году, но после насильственной смерти от рук заговорщиков Государя Императора Павла I, праздник только значился в месяцеслове.
С 1801 года Мальтийские святыни находились в Императорском Зимнем дворце в соборе Спаса Нерукотворного образа вплоть до ужасного пожара в декабре 1837 года. По восстановлению Зимнего дворца, 25 марта 1839 года митрополит Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный собор в котором святыни заняли подобающее им место. Известно, что до этого времени сын Государя Императора Павла I Николай I, будучи уже Императором, не мог, как и многие его современники уяснить - почему его отец, будучи Русским Православным Царем, был провозглашен в столице Империи Санкт-Петербурге гроссмейстером католического ордена, зависимого от Рима и "святого престола"?
Эти смущения продолжались до тех пор, пока Господь не открыл истину устами преданного Престолу поданного. Им стал "Нестор российский дипломатии" русский посол в Лондоне (1840-1854, 1858-1874 гг.), барон и граф (с 1871 г.) Филипп Иоаннович Бруннов (1797-1875 гг.). Этот умный и наблюдательный дипломат, отличавшийся умением усваивать и излагать чужие мнения, был до самой смерти убежденным противником революции, особенно французских. Он первым откликнулся на переворот во Франции 1848 года и объяснил Государю Николаю I Павловичу истинное значение происшедшего 50 годами ранее - принятия отцом Государя титула великого магистра Мальтийского ордена.
Император Павел I, по воле Божией, готовился таким образом собрать под знамена Мальтийского ордена все живые и способные к сражению силы старой Европы; материальные и моральные, военные и религиозные, чтобы повсюду установить социальный порядок и противопоставить христианскую цивилизацию, против идей разрушения, порожденных демоном Французской революции. В правление Императора Александра I (1801-1825 гг.), принявшего на себя удар наполеоновской армии, эта борьба проявилась со всей ясностью.
С собором Спаса Нерукотворного образа, где отныне пребывали святыни, связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Члены Императорской фамилии молились обычно в моленной за алтарем. Посторо1шие в храм, как правило не допускались. Исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. Каждый год, 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием убиенного Государя Императора Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября (9 декабря), в Юрьев день. С 1798 года настоятели собора Спаса Нерукотворного образа, из которых обычно выбирались Императорские духовники, именовались пресвитерами и возглавляли придворное духовенство.
В 1852 году в Гатчине закончилось шестилетнее строительство великолепного собора во имя Святого Апостола Павла. Его освящение проходило в присутствии Государя Императора Николая I (1826-1855 гг.), тогда-то прихожане и осмелились обратиться с просьбой к Императору передать мальтийские святыни в собор носящий имя небесного покровителя убиенного Государя мученика Павла I. Сын его Император Николай I не решился расстаться с реликвиями, поднесенными отцу его и Церкви и согласился лишь на ежегодное перенесение святынь в Гатчину.
Но уступая просьбам верующих, в том же 1852 году Государь Император распорядился "поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сведший к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того как теперь имеется, доставить изготовленный образ в гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое". Список с чудотворной иконы был выполнен и обрел свое место в соборе. Последующая сто история не менее интересна, но о том далее.
С 1852 по 1919 год все три святыни раз в году перевозились из Зимнего дворца в Гатчину в дворцовую церковь накануне праздника. Оттуда 12 (25) октября совершался Крестный ход в Павловский собор, где святыни выставлялись на поклонение на 10 дней, а 22 октября по с.ст. они вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний дворец.
На протяжении всех последних десятилетий Мальтийский орден, запрещенный в Российской Империи указами Государя Александра I в 1810-1817 гг., не оставлял попыток вернуть святыни.
Так в 1915 году с чудотворной иконы Филермской Божией Матери была сделана фотография и передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта господина Пулличино. Через 10 лет обретение будет еще большим, о чем будет сказано далее. Начинается новая, таинственная и трагичная история спасения святынь из охваченной революцией России.
В 1923 году итальянское правительство, одно из первых признавшее большевистский преступный режим, обратилось в Москву с просьбой вернуть, очевидно за вознаграждение, реликвии Мальтийского ордена. Но к счастью, по милости Божией, исполнить это, и до сего дня, остается невозможным.
О дальнейшей судьбе святынь мы узнаем из ответа настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея отца Андрея Шотовского в Наркомат просвещения:
"1919 года, января б дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и креста. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины".
Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Игнатьев с каким-то военным. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр и Игнатьев увез их в Эстонию, где в городе Ревеле, некоторое время они находились в православном соборе, а затем были перевезены в Данию вдовствующей Государыне Императрице Марии Феодоровне супруге самодержца Всероссийского Александра III и матери убиенного Царя мученика Николая II (1894-1917 гг.). После кончины ее в октябре 1928 года в Копенгагене ее дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому).
Некоторое время святыни находились в православном соборе в Берлине. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия от немцев, епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал святыни королю Югославии Александру, который с особенным почитанием хранил их в специальной часовне в королевском дворце, а затем в церкви загородного дворца на острове Дединьи.
Во время оккупации Югославии германскими войсками глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил (Дожич) вывез великие святыни в отдаленный черногорский монастырь Святого Василия Острожского где они тайно сохранялись. До недавнего времени следы реликвий считались утраченными. Но через некоторое время они были обнаружены специальной службой "Удба" и переданы в государственное хранилище - исторический музей в городе Цетинье.
В 1968 году один из полицейских сообщил об этом Цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу. По особой милости Божией им удалось в 5993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. С этого времени и до сего дня святыни пребывают в Цетинском мужском монастыре. Не так давно, 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий наконец-то сообщил, что скрывалось под скромным наименованием церковных "вещей", найденных в монастыре Св. Василия и переданных в Цетинский монастырь Святого Петра Цстинского. Впервые стало известно об этом во время визита в Черногорию предстоятеля Русской Православной Церкви. Тогда после богослужения Патриарх благословил десницей Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня народ Черногории.
Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в историческом музее древней столицы Черногорской митрополии г. Цетинье, и все попытки православных мирян и духовенства вызволить ее оттуда до настоящего времени остаются безуспешными. Война же против Югославии 1999 года и вовсе на неопределенное время отбросила всякую надежду обрести чудотворную икону в стенах храма. Радует только одно - святыня цела, невредима и находится на территории Православного государства - Черногории, связанной с Российской Империей кровными и родственными узами через семью Государя Императора Александра II и его августейших сыновей.
Вызывает тревогу другое - Ватикан и суверенный Мальтийский орден, который является вторым по численности католическим орденом после ордена иезуитов, не оставляют попыток овладеть святынями. Подтверждается это и последними событиями в Югославии, в котором незаконно участвовала Италия, войска которой теперь оккупируют часть территории сербского края Косово. Известно, что и светская власть в Черногории как никогда благосклонна сегодня к Риму - источнику дохода от бесчисленных (до войны) туристов. Таким образом отпавший от Единой Соборной Апостольской Церкви Рим все ближе подбирается к деснице Святого пророка Иоанна Крестителя... и другим святыням. Не оставляет преследований святынь и французская армия, которая три столетия воюет с хранителями святыни. Так было на Мальте, в России, а теперь и на земле Югославии (край Косово).
Сегодня у многих политиков и авантюристов есть еще одна цель на Балканах - овладеть бесценными рыцарскими реликвиями. Нет уверенности в том, что их не попытаются выкупить, обменять или даже выкрасть с территории православной Черногории. Сделать это теперь Италии значительно легче, что вводит в великий соблазн католиков, все еще надеющихся обрести тайно или явно к 2000-летию Рождества Христова великие христианские святыни.
Попытки такого рода уже были: в 1925 году, когда по прошествию двух лет по просьбе итальянского правительства, послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян был передан тот самый список с чудотворной Филермской иконы Божией Матери, который в 1852 году был выполнен для установления в Гатчинском Павловском соборе, по распоряжению Государя Императора Николая I. Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название ордена). С 1975 года и по сей день она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.
Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де ла Валетта - большом мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.
Мы веруем, что Святой пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн охраняет десной рукой своею нашу правую веру, наше благочестие, нашу праведность. Он утверждает Православие и ограждает нас и братьев славян от ересей и расколов, испрашивая нам у Престола Господня твердо стоять в вере и иметь силы исповедовать Христа!
Будем сердечно просить Господа нашего Иисуса Христа не отнимать у нас грешных части древа Животворящего Креста Господня! Будем верить и надеяться на скорое, по воле Божией, возвращение великих святынь к нам в Россию, в Святой град Петра и Павла.
Молитвами Святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
В статье использовались материалы из книги
А.Андреева, В.Захарова, И.Нестеренко
"История Мальтийского ордена",
Русская Панорама, 1999г.
раб Божий Александр Рожинцев.
4-6 VIII 1999 г. г. Санкт-Петербург.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://oprichnina.chat.ru/