24 июля (н.ст) 1613 г. Успенском Соборе Кремля был венчан на царство Михаил Феодорович, первый Царь Дома Романовых.
Монархия является древнейшей и самой естественной формой государственности у всех народов. Первые демократии, такие как римская и афинская, возникли уже позже, после первых в истории антимонархических революций и изгнания царей. Первичной ячейкой государства является семья и власть отца в семье - не есть результат семейных выборов, но вручена ему естественно законом Божиим. Из семейного единоличного возглавления возникает и царское самодержавие. Как семейное, так и монархическое устройство есть Божие установление для земного существования человека.
Митрополит Филарет Московский писал: "Бог как единый установил власть единоличную; как Всемогущий - власть самодержавную; как Вечный - власть наследственную." Христианская монархия сложилась и развивалась под непосредственным водительством и благодатным освящением Церкви, и потому имеет особое духовное содержание. Церковь также, как и монархическая государственность, является Божественным установлением, хотя и несравненно выше ее в силу Богочеловеческой природы. По этой причине она не могла иметь с монархическим государством принципиального противоречия, но со времен Константина Великого, император, по его собственным словам, стал исполнять функции "епископа внешних дел Церкви", а сама монархическая государственность стала "внешней церковной оградой".
Церковь и Православное царство существуют в таком же единстве, как душа и тело, образуя единый живой организм. Конечно, Церковь может существовать и без христианской государственности, как и душа без тела, но это состояние неестественное. Церковь и царство связывают не юридические отношения, не разграничение сфер деятельности, но Истина - вера Церкви, которую православное царство признает своей истиной. Поэтому и преступления против веры и Церкви, например, проповедь безбожия, аморальность, все виды магии, в православном государстве являются государственными преступлениями. Православный царь сознает себя слугой Божиим, исполнителем Его воли, а православное царство - орудием промысла Божия в мире. По определению св. Юстиниана, задача православного царя: "Сохранение в чистоте христианской веры и защита от всякого покушения святой апостольской Церкви”.
Православное царство религиозно по своей природе и является особой Богоустановленной формой человеческого общества. Глубоко понимая духовные основы государственного бытия, св. император Юстиниан писал: "Благосостояние церкви есть крепость империи". Пока здорова душа, тело может сопротивляться любой болезни, при оставлении тела душою неизбежна смерть.
В едином служении делу Божию Церковь и Царство составляют одно целое, один организм, хотя и "неслиянно", но и "нераздельно", подобно тому, как существует два естества, Божественное и человеческое, в едином лице Христа. Царство получает веру и благодать освящения от Церкви, а Церковь, не изменяя своей таинственной духовной природе, поручает этому царству ограждать себя от внешних врагов. Эта православная "симфония" принципиально отличается от латинского "папоцезаризма" - государственно-административного господства Церкви, и от протестантского цезаре-папизма - власти над Церковью абсолютного монарха, не ограниченного ни верой Церкви, ни ее канонами. В православном царстве, согласно Юстиниану, "ни один закон не имеет силы, если он противоречит церковным канонам".
От царя требуется верность православию, т.е. всему учению Церкви и жизни, основанной на этом учении. Тем самым, царская власть подчинена Истине, хранимой Церковью. Царь получает от Церкви особую харизму - особый дар Святаго Духа на свое царское служение. Это происходит во время таинства его венчания на царство и миропомазания. Царь-помазанник не просто благословенный Богом правитель, но и особый чин в самой Церкви, особый хранитель Вселенской Церкви, имеющий право собирать церковные соборы и председательствовать на них. Такой царь-помазанник всегда был в Церкви в единственном числе: сначала византийский император, а потом русский царь. Православная Вселенская церковь, находящаяся в других странах, всегда поминала царя особо, как своего покровителя.
Православный царь, являясь орудием Промысла Божия, несет совершенно особое служение - в симфонии с Церковью быть "удерживающим мировое зло". По единогласному толкованию св. Отцов, от Иоанна Златоуста до Феофана Затворника, под "удерживающим" разумеется христианский государь Рима. Во времена св. Иоанна Златоуста император 2-го Рима - Византии, во времена св. Феофана - русский царь 3-го Рима - Москвы. Промысел Божий предназначил России быть последним прибежищем Православной Церкви, последним оплотом веры. Поэтому и русская государственность складывалась, как православное царство, и сам русский народ, как православный церковный народ. Триединая установка: православие, самодержавие, народность - есть основа русского национального сознания.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://www.rusnation.org/