ПРОТОКОЛ №14
ЗАСЕДАНИЙ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
1/14 декабря 1950 года. Четверг г. Мэйопак
Утреннее заседание.
Доклад читает Епископ НАФАНАИЛ.
Епископ НАФАНАИЛ говорит: коммунизм борется с христианством в каждой стране внешне по особым методам, но внутренне одинаково. В Румынии не проведено того основного закона об отделении Церкви от государства, на котором в России обосновывалась вся правовая сторона гонений против церкви. Повидимому, коммунисты этим хотят опытно узнать, не явится ли такое правовое положение источником еще большего порабощения Церкви. Благодаря неотделению Церкви от государства в Румынии священники разсматриваются там и оффициально, как служащие государства. Они должны проходить особые курсы по изучению и проповеданию марксизма, так что английский журнал "Черч Таймс" с иронией отмечает, что в настоящее время без глубокого знания марксизма легче стать членом коммунистической партии, чем священником. Тысячи священников, не пошедших на такое порабощение богоборцам, заключены в тюрьму или разстреляны. Орудием порабощения Церкви в Румынии является современный патриарх Юстиниан, до последней войны сблизившийся с коммунистической партией и впоследствии вступивший в нее и быстро от рядового иеромонаха возведенный в патриархи. Церковь патриарха Юстиниана служит орудием порабощения не только Православной Церкви, но и других христианских исповеданий и в особенности греко-католиков и римо-католиков. В 1948 году все греко-католики были подчинены власти патриарха Юстиниана. В конце 1948 г. и в начале 1949 года были арестованы в Румынии все римско-католические епископы и съезд низшего духовенства римо-католиков постановил организовать в Румынии независимую католическую церковь, не подчиняющуюся ни римскому папе и никакому епископу. Таким образом, в Румынии не осталось ни одной церковной организации, несломленной коммунистами. Положение там кажется особенно безпросветным, потому что у нас нет никаких данных, чтобы надеяться, что в Румынии могло бы появиться то светлейшее духовное явление, которое мы знаем в России и именуем тайной или катакомбной Церковью. Положение в Болгарии сходно с положением в Румынии, но только менее отчетливо, ибо там не было такой зловещей личности, как патриарх Юстиниан и поэтому в то время, как о Румынской Церкви мы встречаем постоянно очерки в журнале "Московской Патриархии", из которых ясно видно, что советская власть рисует положение Румынской Церкви, как образец для подражания для Церкви в СССР, о Церкви в Болгарии таких статей не встречается. Положение Церкви в Югославии, как и многое другое в этой стране, своеобразно. Хотя коммунистический режим Югославии по существу ничуть не лучше режима советского, но в виду того, что он чувствует себя вследствие отрыва от прочих коммунистических стран менее прочно, то он принужден считаться с общественным мнением свободных стран и не может доводить борьбу против христианства до такой крайней безпощадности, какую мы видим в иных странах, порабощенных коммунистами. В истории борьбы коммунистов с Церковью в Югославии мы можем заметить очень близкую аналогию с приемами борьбы в России. Позиция покойного патриарха Гавриила очень сходна с позицией Святейшего Патриарха Тихона. Он тоже делал мучительской власти незначительные уступки, оставаясь непобедимо непреклонным в главном. Основная линия борьбы шла в процессе бунта против патриарха основанной коммунистами так называемой "Свештеничка Задруга", в которой мы легко узнаем подобие "Живой или Обновленческой Церкви". Основной разницей позиции патриарха Тихона в отношении этой последней и патриарха Гавриила в отношении "Свештеничке Задруге" является то, что в то время, как патриарх Тихон, не задумываясь отлучил от Церкви живоцерковников и обновленцев и тем безмерно помог сонму мучеников, явившихся в процессе борьбы с обновленчеством, патриарх Гавриил не решился анафематствовать "Свештеничку Задругу". Ошибочность этого шага особенно видна теперь, когда после смерти патриарха Гавриила многие тысячи духовенства вовлечены в изменившее Христу Спасителю клерикальное общество. Однако, и сербская Церковь явила много мучеников. Тысячи священников были убиты красными партизанами и войсками во время захвата Югославии. После наступившего относительного успокоения сотни священников были сосланы на принудительные работы, во главе их стяжавший светлейшее имя епископ Варнава Настич. Его ровесники молодые епископы Хризостом и Василий Костич также подвергаются непрестанным нападкам и преследованиям. После смерти патриарха Гавриила весь епископат и все верные Церкви священники единодушно хотели видеть на патриаршем престоле прославившегося своей твердостью и верностью Господу митрополита Иосифа, но в начале Собора, который должен был избрать патриарха, митрополит Иосиф был арестован и устрашенные этим актом прочие епископы согласились избрать одного из выдвинутых коммунистами кандидатов епископа Викентия на патриарший престол. Первым действием нового патриарха было заключение тайного союза со "Свештеничкой Задругой" и таким образом с богоборческой властью.
Переходя к странам с инославным основным населением, мы видим, что против католической Церкви коммунисты применяют те самые методы, какими они боролись и борются с Церковью Православной, а протестантские общества они почти безпрепятственно захватывают в свои руки и применяют их так же, как в свое время применяли в советском союзе живоцерковничество и обновленчество. В Венгрии - самым драматическим эпизодом борьбы был процесс кардинала Минсенти, против которого применили медицинские методы, влекущие за собой полную невменяемость жертвы. В результате через полтора года летом с.г. Венгерский епископат, возглавляемый архиепископом Иосифом Грош, был вынужден сдаться. Тем не менее эта сдача, как и всегда, ни в малейшей степени не умилостивила гонителей. Ни одного обещания католическим епископам венгерские коммунисты не выполнили, а их заставили признать коммунистическую конституцию, согласиться принимать меры против священников, сопротивляющихся богоборцам и призывать своих пасомых во всем поддерживать коммунистическое правительство в Венгрии. Таким образом, в этой стране мы видим, что позиция христиан сломлена. Сопротивление продолжается еще в Чехо-Словакии. Глава Католической Церкви в этой стране архиепископ Беран уже полтора года находится под стражей. Все епископы удалены со своих кафедр и на их места поставлены изменившие Церкви священники в качестве администраторов, но этих священников изменников сравнительно не много. Епископат не сдался и большинство клира верно ему.
Совсем другую картину представляет протестантизм в Чехо-Словакии. Патриарх так называемой Моравской церкви Франтишек Ковар проповедует о необходимости полного сотрудничества и слияния с коммунистами. Декан богословского факультета в Праге д-р Иосиф Громатко с такой же проповедью выступал на Экуменическом Съезде в Амстердаме в 1948 году. Его преемник д-р Линхарт уверяет, что христианство имеет те же идеалы, что и религия Маркса. Эту тенденцию протестантизма идейно сдаваться коммунизму и преклоняться перед ним мы замечаем не только в порабощенных странах, но и в свободном мире. Ни одна протестантская церковь или организация не осудила коммунизма. Наоборот такие руководители протестантизма, как англиканский епископ Барнс, знаменитый Хьюлетт Джонсон в Америке, пасторы Мелеш, Карл Барт, Висер Т'Хуфт открыто проповедуют союз христианства с коммунизмом. Коммунизм является полярной противоположностью христианства, воплощением наибольшего зла в истории и потому отношение к нему может служить основным признаком для суждения о том или другом явлении. То, что протестантизм не осудил коммунизма, является очень важным признаком нравственной нездоровости протестантизма. Мы видим в этом результат уже многовековой обработки протестантских обществ антихристианским движением масонства, привившим этим нецерковным христианам способность примиряться со злом и не отвращаться от него. Наоборот, чрезвычайно отрадным признаком представляется нам то, что католическая церковь ясно и четко осудила коммунизм, анафематствовавши его в 1949 году. Единственной другой церковной властью, сделавшей то же еще за 31 год до Римского папы, был наш Святейший Патриарх Тихон. Эта позиция в отношении коммунизма по нашему глубочайшему убеждению является единственно правильной и по этой причине чувствуем мы по отношению к католичеству глубокую симпатию.
Архиепископ ИОАНН указывает, что католичество, не сохранившее во всей чистоте догматы христианства, тем не менее подвергается ударам коммунизма, борющегося с христианством. В этой борьбе католики проявили мужество, которое вызывает наши симпатии. В Шанхае они оказывали нам помощь, но в то же время всячески старались обращать православных в католичество. Бывало, что в Шанхае русские, приходившие ко мне, совершенно неожиданно по бумагам оказывались католиками. Я спрашивал их, почему, и они объясняли это желанием добиться помощи от католиков. Если не было бы с нашей стороны этому отпора, то все эти люди оказались бы захваченными каатоликами. Я посетил одну католическую школу, в которой училось много русских детей. Директор принял меня очень любезно, провел по классам и познакомил с учащимися, но когда через год я снова хотел посетить эту школу, директор спросил меня, чего мне надо и не позволил мне поздравить детей с праздником Пасхи. Он совершенно откровенно признался мне, что целью воспитания в его школе является воспитание в католическом направлении. Я сделал из этого соответствующие выводы и призвал православных родителей не отдавать детей в эту школу. Другой раз я узнал, что они открывают школу для русских детей. Я указал, что так как русские православные, то прошу назначить в эту школу к ним православного законоучителя, но получил отказ со ссылкой на то, что эту школу надзирает католический епископ и что назначение православного законоучителя может быть ему неприятным. Так во всех этих случаях с одной стороны мы видели от католиков благотворительность, а с другой - давление. В отношениях с католиками надо стараться, сохраняя мир, быть бдительными и бережными и остерегаться их. Приглашенный на это заседание Собора протопресвитер М.ПОЛЬСКИЙ напоминает, что католичество в течение всей русской истории боролось против Православия в России и в ожидаемом всеми нами случае освобождения нашей Родины постарается воспользоваться ослаблением Православной Церкви, причиненным коммунистами, чтобы ринуться в Россию и постараться ее захватить. Поэтому о.М.Польский призывает к всяческой сдержанности в отношении католиков. Епископ НАФАНАИЛ возражает ему, что даже в случае освобождения России весьма мало вероятно, что католики, как впрочем и мы, будут поддержаны теми силами, которые будут распоряжаться судьбами России и мира. Но гораздо больше данных для того, чтобы думать, что в будущем нас ожидает не освобождение России, а приближение к концу мира и, если при продолжении истории мы можем оказаться снова в соперничестве и борьбе с католиками, то в апокалиптические времена мы, как это показывают приведенные справки о борьбе безбожия именно с Православием и католичеством, мы и католики будем в одном стане.
Архиепископ ВИТАЛИЙ и Епископ НИКОН высказывают мысли, согласные с Архиепископом ИОАННОМ и Протопресвитером М.ПОЛЬСКИМ и указывают на необходимость сохранения на страницах церковной печати точного разграничения между Православной Церковью и Католичеством, согласно Православному вероучению.
Митрополит АНАСТАСИЙ, подводя итог обмену мнений, говорит: католичество есть сложное явление, которое проявляет огромную способность к возрождению и приспособлению. Приспособление это иногда чрезмерно. Но во всяком случае католичество чрезвычайно чутко ко времени и отрадным признаком надо считать, что в последнее время в католичестве наблюдаются новые течения и сдвиги, в которых мы можем видеть некоторое приближение к Православию. Изменяется их отношение к Православию. Оно становится в некотором отношении менее агрессивным. Давно оставлено слово "схизматики" в отношении православных. Я имел встречи с выдающимися католическими деятелями в Германии и они оставили самое лучшее впечатление. Один из них показывал мне "Откровенные рассказы странника" в немецком переводе и говорил, что это его настольная книга. То же самое говорил другой "О моей жизни во Христе" Иоанна Кронштадтского. Впрочем, такое отношение католиков встречается не во всех странах и не у всех народов. Поляки и ныне остаются крайне нетерпимыми. В Германии же всегда католики были более широкими и благожелательными. Много Церквей там и в Австрии католики временно предоставляли нам для наших богослужений, позволяя ставить наши иконостасы и устраивать наши алтари. При этом они не обнаруживали никакой тенденции к прозелитизму. Еще более важной и глубокой является тенденция ближе познакомиться с Православием, в результате чего нередки случаи перехода в Православие, таковы были несколько монахов Бенедиктинского монастыря Амэй. Если мы будем нетерпимы к ним, то мы оттолкнем их от этого пути. Сейчас у нас общий страшный враг, и в борьбе с ним они опираются на нас, а мы можем опираться на них. Они рекомендуют нас очень часто, как тех, кто борется с коммунизмом. Как они обладают гибкостью, так и нам надо изучать времена и сроки. Конечно, мы должны обороняться от всяких посягательств с их стороны. Конечно, у нас есть историческая традиция борьбы с ними, но сейчас гораздо благовременнее искать союзников в нашей борьбе против безбожия.
Помощь сайту: Отправить 100 рублей
Одежда от "Провидѣнія"
Мастерская "Провидѣніе"
Источник — http://rpczmoskva.org.ru/