Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Пятница, 17.05.2024, 09:06

12:46
Поучение об обуздании языка
фото
Один из великих подвижников благочестия, авва Сисой сказал однажды ученику своему: "поверь, вот уже тридцать лет молюсь я Богу так: Господи Иисусе! Защити меня от языка моего. Но и до ныне я каждый день падаю и согрешаю языком моим". Вот как трудно удержаться от грехопадений словом!

И действительно, пагубная привычка злоречия и злоупотребления языком потому особенно сильна в нас и с трудом побеждается, что самое орудие греха - язык постоянно при нас и в полном нашем распоряжении, как самое послушное орудие. Притом, укоренению в нас привычек -праздноречия способствует легкомысленное убеждение, что грехи, содеянные словом, маловажны.

Но может ли быть маловажным то, что запрещено в Евангелии? Послушайте, что говорит Спаситель: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. От словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37).

Язык человеческий, как словесное орудие разумных существ, имеет великую силу. Хорошо употребляемый, он много производит добра, а худо употребляемый Ц приносит неисчислимый вред людям. Злоупотребление языком даже в обыкновенных разговорах неизвенительно для христианина. Преподобный Антоний Великий весьма выразительно сказал однажды о некоторых из своих учеников: "хороши они, но двор у них без ворот". Это сказал старец потому, что они говорили все, что ни приходило им в голову!

Такое пагубное действие празднословия на душу человеческую свв. Отцы, главным образом, и имели в виду, когда так строго требовали от своих учеников молчания и так усиленно старались обуздывать свой язык, что употребляли к тому самые решительные меры, например, об авве Агафоне повествуется, что он провел три года, держа во рту камень, пока не научился молчанию. Что человеку следует более молчать, чем говорить, тому научает его самая природа, которая дала ему два уха и два глаза, но один язык, чтобы он менее говорил, а более слушал и замечал.

Сказанное слово не пропадает даром: оно всегда находит себе место в людях и оставляет в них действие по своему свойству. Речи разумные, доброжелательные, преисполненные благоговейного уважения к Богу и Его святому закону, производят как в кругу семейном, так и в общественном самое могущественное действие к облагорожению и исправлению нравов, к прекращению раздоров, к успокоению мятущихся и недовольных, к утешению скорбящих и унывающих. Кто не знает, какую силу в особенности имеет доброе слово в деле воспитания и образования детей?

Все слышанное детьми обыкновенно оставляет в их душе неотразимое впечатление на всю жизнь и вообще воспитание молодого поколения только тогда упрочивается на добрых началах, когда основывается на слове здравого учения и юной душе внушает честные и святые убеждения, согласно с истиной веры Христовой. В противоположность действию доброго слова, всякое дурное слово, не намеренно, по необдуманности языка, или злонамеренно произносимое, действует в людях самым развращающим, растлевающим образом.

Речи срамные, возмутительные и богохульные - это адские искры, возжигающие в сердцах людей огонь самых нечистых и преступных страстей, разрушительных для благосостояния частного и общественного. В особенности это надо сказать о срамословии, которое, к несчастью, в нашем народе обратилось в повсеместную привычку, так что даже публично на улицах нельзя бывает шагу сделать, чтобы не услышать гнусной брани. Каким гибельным, растлевающим образом действует такая брань на детей! Какой соблазн для невинности, и какая страшная ответственность, за такой соблазн! Спаситель сказал: кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Мя, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновый камень на шею и бросили его в море (Мр. 9, 72).

Так преступны пред Богом все срамословы, изрыгающие из уст своих нечистую брань пред лицом детей и юных! Весьма вредное, растлевающее нравственность, влияние имеют вообще и все обыкновенные разговоры, исполненные пересуд, двуязычия, лести, клеветы и т.п. От таких разговоров охладевает между людьми любовь, разрушается взаимное доверие, теряется уважение друг к другу. Одним словом, оскудевает все то, что должно служить главным зиждительным, созидательным началом нашего семейного и общественного благоустройства, а на место того водворяется зло, сеются между людьми семена гибельных раздоров, зложеланий, зависти.

Будем же, братие, молиться, чтобы Господь помог нам победить язык наш и удержать слово наше в благо потребном молчания или в осторожном и мудром употреблении его, когда нам нужно говорить. Положи, Господи, хранение устам нашим и дверь ограждения о устнех наших (Пс. 140,3), - сими дивными словами пророка, царя и псалмопевца Давида будем непрестанно взывать ко Господу, Богу и Спасителю нашему.

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — http://www.metanthonymemorial.org/

Просмотров: 266 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото