Приветствую Вас Гость | RSS

фото

Пятница, 17.05.2024, 08:06

13:16
«Эти протоколы заполнялись самими следователями»
фото
2 ноября празднуется собор новомучеников и исповедников Карагандинских. Основными сведениями о жизни и подвиге новомучеников зачастую являются их следственные дела.

О том, как проходила работа в архивах, как добывались факты о новомучениках, пострадавших в самом крупном исправительно-трудовом лагере системы ГУЛАГ – Карагандинском, рассказывает руководитель отдела религиозного образования и катехизации Карагандинской епархии протоиерей Ахия Рахимжанов.

фото

Протоиерей Ахия Рахимжанов

– Батюшка, в этом году мы вспоминаем 100-летие трагических событий, постигших нашу Церковь в ХХ веке. Мы знаем, что более 20 лет назад вы исследовали дела репрессированных за веру. Могли бы вы рассказать об этом подробней?

– В середине 1990-х архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) поставил задачу перед алмаатинскими историками, в частности, перед известным церковным историком Верой Королевой (ныне – монахиней Сергией), начать сбор информации обо всех православных христианах, репрессированных в годы гонений.

И поскольку Караганда являлась центром гонений, как мы называем, Голгофой Русской Церкви, то возник интерес и к судьбам тех, кто здесь пострадал. Поэтому нужен был компетентный православный карагандинец, который мог бы начать сбор информации в карагандинских архивах о репрессированных. Выбор пал на меня, так как у меня было историческое образование и соответствующая архивная практика.

Я познакомился с Верой Королевой, которая попросила меня насколько возможно подробно выяснить судьбу тех верующих, которые оказались в результате репрессий в Караганде.

Запросы о судьбах этих людей приходили из России, Украины. О них было известно только то, что следы их затерялись где-то в Казахстане. А так как большинство заключенных этапировалось в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (Карлаг), то искать, скорей всего, нужно в наших карагандинских архивах.

фото

Личное дело заключенного Карлага

– Расскажите, как происходили поиски? Вы сами искали дела репрессированных за религиозные убеждения или вас просили найти информацию об отдельных людях?

– Мне предоставляли списки имен. Я должен был проверить, находились ли эти люди в Карлаге или нет. Также вместе с местными архивистами мы смотрели дела тех людей, которые были осуждены по статье 58/2 УК СССР «Контрреволюционная деятельность», и основной причиной заключения была религиозная деятельность. Мы исследовали их дела и смотрели, пострадал ли человек за свои убеждения и был ли этот человек православным.

Последнее условие было первостепенной важности, так как проблема состояла в том, что в лагере находилось много людей, которые указывали свое вероисповедание как «православное», но могли относиться к раскольникам. Дело в том, что в 1920-е годы, после смерти патриарха Тихона, в Русской Православной Церкви начались расколы.

Группы священников, недовольные тем, что Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) пошел на контакт с властями, откалывались от Церкви и уходили в раскол.

фото

Здание управления Карлага в поселке Долинка. Фото с сайта shahtinsklib.kz и из архива Музея памяти жертв политических репрессий

– Скажите, как непосредственно проходила ваша работа? Вы читали дела, протоколы допросов?

– Да. Мне давали карточки, дела, протоколы допросов. Нужно заметить, что большинство дел были очень похожи одно на другое. Становилось очевидно, что эти протоколы заполнялись самими следователями, потому что формулировки ответов со стороны подсудимых были не характерны для них и написаны канцелярским, казенным, совсем нецерковным языком.

И поэтому запомнилось совсем немного каких-то отдельных эпизодов из того множества дел, которые я просмотрел.

Большинство дел заканчивались выпиской о расстреле
– Можете ли вы рассказать о некоторых таких эпизодах?

– Особенно запомнились дела, в которых находились вещи допрашиваемых. Вернее, не столько вещи, сколько различные конверты, квитанции, чеки 1930-х годов. То есть то, что могло уместиться в дело. Таким образом, этот человек представлялся более реальным, более живым.

Одно дело, когда ты читаешь документ и видишь, максимум, подпись человека и несколько сухих фактов из его биографии, написанных рукой следователя.

И другое дело, когда ты видишь конвертик, в котором находятся чеки, квитанции, которые нашли в карманах человека, и он сам держал их в своих руках. Тем более что большинство дел с такими конвертиками заканчивались выпиской о расстреле.

фото

Карлаг. Вышка часового

– Вы говорили, что вам запомнились некоторые факты из допросов. Какие именно?

– Например, допросы женщин. Поражало их мужество. Если мужчины чаще всего пытались доказать, что они невиновны в том, что им инкриминируют, что это наговор, и единственная их вина состоит в том, что они веровали в Бога, то женщины нередко принципиально отказывались отвечать на вопросы.

Даже по протоколам было видно, что они провоцировали следователя, не оправдывались, а говорили о том, что эту безбожную власть они легитимной властью не считают и что если будет возможность, они и дальше будут заниматься религиозной деятельностью. Таким образом, женщины оказались более тверды, мужественны и последовательны.

Женщины оказались более тверды, мужественны и последовательны
Также вспоминается и противоположный случай. Это дело одного из священников. Ему было около 70 лет, и он был приговорен к расстрелу. И вот в деле есть его письмо-апелляция, в которой он просит оставить его в живых. Он пишет, что он честный и порядочный человек и хочет умереть, сохранив своё доброе имя.

Он стар и хочет умереть своей смертью, он отрекается от своего сана, клянется в верности советской власти, так как хочет сохранить свою репутацию для себя и для своих потомков. Но дело также завершается выпиской о расстреле, отречение его не спасло.

Однако таких дел было меньшинство, большинство же просили о том, чтобы на их деятельность смотрели беспристрастно, что они не занимаются политикой, так как Церковь не от мира сего, и поэтому статья «Контрреволюционная деятельность» к ним не может быть применена.

Мы пытались получить максимум информации из этих сухих строк. Ведь они давали возможность оценить жизнь и смерть человека как можно более разносторонне, мы стремились получить представление о том, как человек этот жил, а самое главное – как закончил свою жизнь.

фото

В музее Карлага

– Встречались ли в делах факты церковной жизни в Карлаге?

– Да. Некоторые священномученики были расстреляны за то, что они продолжали совершать богослужения в заключении. Священномученик Дамаскин, архиепископ Стародубский, и несколько священников тайно совершали богослужение на Пасху, были за это вновь судимы и осуждены на смерть.

В делах священнослужителей встречались упоминания о совершении таинств, в частности, Крещения, о совершении богослужений по праздникам и даже об освящении воды на праздник Богоявления. У них находили молитвословы, иконки. Узники даже занимались противосектантской работой, вели диспуты с баптистами.

Один иеромонах из Кронштадта, находясь в заключении в Спасском отделении Карлага, будучи болен, просил прислать ему противосектантскую литературу, так как деятельность сектантов в лагере оживилась.

В частности, он писал о том, что у него больная нога, и он не может угнаться за сектантом, который был более мобилен и ходил из барака в барак, и многих совращал.

фото

Как такие же люди, как и те, которые ходят сейчас по улице, способны были на такие поступки?

– Работа с этими документами как-то отразилась на вас? Стали ли вы по-другому оценивать подвиг новомучеников?

– В силу греховности, все впечатления улетучиваются. Но помнится то, что двух-трех часов работы в архиве вполне было достаточно, чтобы, когда я выходил из архива, не понимать, где я нахожусь. Смотришь на людей, удивляешься, почему они такие счастливые, беззаботные. Ты словно вышел из другого мира. И тогда начинаешь понимать, что жизнь очень сложна.

В голову приходят мысли о том, как такие же люди, как и те, которые ходят сейчас по улице, способны были на такие поступки, о которых ты только что читал? И неужели это все может повториться?

– И в завершение разговора, как вы думаете, что сейчас мы можем сделать для увековечивания памяти новомучеников?

– Жить, как жили они. Это лучшая память.

С протоиереем Ахием Рахимжановым
беседовал Александр Адоменас

«В 1937 ГОДУ В ЦЕНТР ПОЛЕТЕЛИ ТЕЛЕГРАММЫ С ПРОСЬБОЙ УВЕЛИЧИТЬ ЛИМИТ АРЕСТОВ» Заметки об открытой лекции «Бутово – русская Голгофа»

2 декабря 2012 года в Музее современной истории России в рамках выставки «Преодоление: Русская Церковь и советская власть» состоялась публичная лекция Л.А. Головковой на тему «Бутово – русская Голгофа».

Вновь в одном из залов музея собрались люди, неравнодушные к трагическим страницам истории нашего Отечества. Их приветствовал протоиерей Лев Семенов; отец Лев также сообщил, что выставка «Преодоление» продлевает свою работу до 13 января.

фото

Убиение праведников в Бутове. Клеймо иконы собора Новомучеников и Исповедников Российских

Убиение праведников в Бутове. Клеймо иконы собора Новомучеников и Исповедников РоссийскихДокладчик – Лидия Алексеевна Головкова – старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. Она напомнила, что Бутово – это первое место, которое назвал «русской Голгофой» Святейший Патриарх Алексий II, однако так можно назвать многие точки на карте нашей страны.

Буквально в каждом городе России есть места, где были убиты и похоронены невинные люди. Однако Бутово наиболее близко сердцу москвичей – ведь здесь похоронены их земляки, это место рядом, туда можно съездить, помолиться, узнать о подвиге новомучеников.

Рассказ Лидии Алексеевны сопровождался показом редких фотографий, повествующих об истории Бутова. До начала XX века это место называлось Дрожжино. Один из владельцев имения – Дрожжин – погиб при Иване Грозном от руки палача. В конце XIX века имением владел Н.М. Соловьев; здесь у него был конный завод, но он проиграл его в карты И.И. Зимину.

Последний прикупил и имение, где устраивал домашние праздники с музыкой и спектаклями. Не сохранившийся до наших дней дом стоял на месте нынешних расстрельных рвов. Кстати, крестьяне во время революционных событий не разграбили усадьбу, потому что уважали помещика. Сохранился детский дневник одной из дочерей Зимина, в котором описывается спокойная жизнь в Бутове. В советские годы подросшая девочка не ведала, что находится на территории их бывшего имения, а узнав, отказалась посещать это место.

Переходя от дореволюционных событий к повествованию о советском периоде, Лидия Алексеевна прокомментировала ряд фотографий, объединенных темой «узилища Москвы». Центральным местом заключения была трехэтажная внутренняя тюрьма на Лубянке. Заключенных спускали с верхних этажей на допрос, поэтому многим из них казалось, что их ведут в подвалы.

Ворота Лубянки не тронуты до сих пор, и придя туда, можно увидеть те узкие врата, сквозь которые совершали свой путь многие новомученики. В Бутырской тюрьме содержались, по словам Л.А. Головковой, «безвинно виноватые», и именно туда люди несли, даже в советское время, передачи для тех, кому не от кого было ждать помощи. Таганскую тюрьму, взорванную в 1950-х годах, прошли все, кто был расстрелян на Бутовском полигоне.

фото

Результаты раскопок на Бутовском полигоне

Рассказывая, как велось расстрельное делопроизводство, Лидия Алексеевна напомнила о том, что судебное заседание проходило без участия обвиняемых. Нередко не хватало времени для того, чтобы поставить подписи на документах. В таких случаях использовали факсимиле или сшивали документы в альбом, скрепленный одной подписью.

Чаще всего такие ситуации возникали в 1937 году, когда был издан печально известный приказ Н.И. Ежова № 00447 о репрессировании антисоветских элементов. Согласно этому документу, все репрессированные разделялись на категории: причисленных к первой ждал расстрел, отнесенные ко второй подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет. По мнению Л.А. Головковой, этот приказ получил одобрение на высшем уровне.

Готовясь к выполнению этого приказа, на местах создавали условия для расстрелов и захоронений масс людей. И хотя был определен лимит арестов, практически сразу в центр полетели телеграммы с просьбой увеличить цифры лимита. Л.А. Головкова особо отметила, что, несмотря на слова приказа: «уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, во вторую категорию и наоборот – разрешается», среди потока телеграмм не было ни одной с просьбой о смягчении наказания.

фото

Священномученик Серафим (Чичагов), расстрелянный на Бутовском полигоне

Мучительный вопрос: почему именно 1937 год пожал столь обильный урожай смертей, Лидия Алексеевна не считает риторическим. По ее словам, этот год начался для властей с крупного разочарования: январская перепись показала, что, несмотря на пропагандистские кампании, 56,7 % населения страны открыто признали себя верующими. Ответственные за перепись были репрессированы.

Второй причиной большого террора в 1937 году стали, по мнению Л.А. Головковой, выборы в Верховный Совет СССР, которые намечались на декабрь. Расстрельные акции должны были кончиться именно к этому месяцу, а просьбы о превышении расстрельного лимита нередко аргументировались с помощью формулировки «ввиду предстоящих выборов».

фото

Станислав Реденс (в центре)

Собравшимся были показаны редкие фотографии ограды, снесенной в 1970-е годы, и палачей, безжалостно уничтожавших своих жертв. Среди этих изображений была фотография Станислава Реденса, руководителя Московского областного управления НКВД, который знакомился с расстрельными списками за чаем или даже при гостях. И Реденсу, и многим другим палачам не было суждено дожить до преклонных лет.

Увидели собравшиеся и лица репрессированных. Крестьяне, священники, архиереи, дворяне, интеллигенты… Их лики поражают своим спокойствием, хотя это лица людей, перенесших унижения и побои и знающих о близости неминуемой смерти. Настоящим потрясением для слушателей стала фотография из следственного дела 14-летнего мальчика, расстрелянного на Бутовском полигоне.

фото

Мученица Анна Зерцалова, расстрелянная на бутовском полигоне

Комментируя фотографии, Лидия Алексеевна рассказала, что молодые военнослужащие, сторожившие Бутовский полигон на закате советской власти, были потрясены, когда узнали, что за место они охраняли. Оно выглядело как фруктовый сад, и мало кто догадывался о том, что в 1930-е годы здесь происходили массовые расстрелы.

В 1953 году полигон перестал функционировать, а в 1992-м – был рассекречен и открыт, и люди узнали правду о произошедших там злодеяниях. Сначала был установлен памятный камень, затем крест, а ныне в Бутово находятся два храма. Ежегодно Святейший Патриарх возглавляет богослужение под открытым небом.

фото

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово

Протоиерей Лев Семенов, завершая встречу, поблагодарил Лидию Алексеевну Головкову и выразил общее мнение собравшихся: любые слова и рукоплескания после такого рассказа неуместны, настолько глубок он и драматичен; и факты, изложенные докладчицей, должны быть известны каждому, чтобы подобное больше никогда не повторилось.

Федор Мелентьев

Помощь сайту: Отправить 100 рублей

фото

Одежда от "Провидѣнія"

Мастерская "Провидѣніе"

Источник — http://www.pravoslavie.ru/

Просмотров: 431 | Добавил: blagovolenie | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

фото